"Хунхуз" первый отечественный серийный бронепоезд. Головной в серии из четырех единиц. Строительство бронепоезда началось по проекту генерал-майора М. В. Колобова и закончилось в конце августа 1915 г. Бронепоезд "Хунхуз" состоял из бронепаровоза и двух бронеплощадок. Бронепаровоз был построен на основе распространенного паровоза серии О, обшитого бронелистами . Бронеплощадка состояла из бронированного пулеметного каземата и бронированной орудийной башни. Толщина брони в разных местах колебалась от 12 до 16 мм. На каждой бронеплощадке располагалось по 12 трофейных пулеметов "Шварцлозе" и одна горная 76.2 мм пушка образца 1904 г.
После показа нового бронепоезда высокому начальству, "Хунхуз" уже 9 сентября отбыл на фронт. Командиром бронепоезда был назначен поручик Крапивников.
23 сентября 1915 г. "Хунхуз" пошел в свой первый бой, как оказалось и последний. Бронепоезд поддерживал своим огнем наступление 408-пехотного полка. Ранним туманным утром "Хунхуз" подошел к австрийским позициям и открыл фланговый огонь из всех пулеметов и орудий. Наступление вроде удалось и бронепоезд пошел дальше вглубь обороны австрийских войск, где произошел сход с рельсов передней контрольной площадки. К этому времени противник опомнился и открыл сильный артиллерийский огонь по железнодорожным путям позади бронепоезда и вывели их из строя. "Хунхуз" оказался в ловушке и артиллерийским огнем противника был уничтожен. Команде бронепоезда удалось пробиться к своим.
Разбитый "Хунхуз" остался на нейтральной полосе. Спустя некоторое время группе смельчаков удалось отремонтировать железнодорожный путь и оттащить заднюю бронеплощадку в расположение наших войск. Весь бронепоезд был отбит в ходе Брусиловского наступления 1916 г. Но бронепоезд был полностью разбит и восстановлению не подлежал.
По типовому проекту было построено еще три бронепоезда.
Один бронепоезд типа "Хунхуз" попал в руки польских военных в годы советско-польской войны. Его назвали "Генерал Довбур".
Фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо за внимание. До встречи.