Железнодорожные вокзалы — визитная карточка многих городов Российской Федерации. Достаточно вспомнить Москву, где эти сооружения являются важнейшим элементом архитектурного ансамбля. В данном смысле, главный мегаполис страны не выбивается из общего правила. Шедеврами подобного рода способны похвастаться и в других регионах нашей Родины. Например, уникальные конструкции присутствуют на территории Орловской и Курской облостях.
Железнодорожный вокзал в Орле
В 1860-годах Орлу была уготована роль главного экспортного узла страны. Через наш город планировалось проложить пять стратегически важных железнодорожных магистралей. Они строились на средства, полученные от продажи Аляски Америке. Но реализовать удалось лишь часть этого плана.
В 1868 году были открыты две железнодорожные линии: Московско-Курская и Риго-Орловская. Тогда же был введён в строи первый Орловско-Витебский вокзал с корпусами локомотивного депо. В 1868 году Орел принял первый состав из Москвы под у правлением машиниста-англичанина.
Скорый поезд XIX века находился в пути 10 часов 15 минут. Для того времени это была небывалая скорость. Из Москвы поезд отправлялся в 8 часов 25 минут а в Орел прибывал в 18 часов 40 минут.
Автором проекта земской железной дороги Орел - Витебск выступил местный предводитель дворянства Александр Васильевич Шереметев, сын бывшего министра государственных имуществ.
Во время Великой Отечественной воины при подготовке наступления на Орел летом 1943 года советские бомбардировщики вывели Орловский железнодорожный узел из строя, превратив в руины здание вокзала и уничтожив склады с боеприпасами и техникой противника. Бомбардировка производилась с бомбардировщиков Пе-8 (возможно Пе-2) с использованием авиабомб ФАБ-200 (насчет ФАБ-500 сомневаюсь).
Современное здание было построено на прежнем месте в 1949-1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Цокольный этаж, уцелевший во время бомбардировок, сохранен в прежнем виде.
В советское время Орловский вокзал считался одним из самых красивых в стране.
В 50-х годах прошлого века платформу у колоннады украшала уменьшенная фанерная копия Спасской башни Кремля.
До 1961 года перед центральным входом в вокзал находилась статуя И.В. Сталина.
Сейчас перед зданием вокзала расположен монумент Орла (птицы).
Железнодорожный вокзал в Курске
Вокзал в Курске расположен в железнодорожном округе города в восточной его части, не так далеко от центра. Железная дорога, как бы разделяет город на две неравные половины, та, что за вокзалом несколько меньше. Здание вокзала построено в 1949-1952 годах, взамен разрушенного в годы войны. Вокзал считается одним из красивейших в России, не очень уютный внутри, но торжественно-монументальный, построенный в сталинском стиле, является одной из главных архитектурных достопримечательностью Курска.
Железная дорога Москва-Курск построена в 1868 году, а в 1869-м продлена до Белгорода и далее до Харькова. Железнодорожная станция в то время располагалась в Ямской слободе в 3-х километрах от Курска, сейчас это уже давно в черте города. Однако тогда посчитали, что это слишком далеко и в 1872 году власти города приняли решение построить от узловой станции дополнительную ветку и здание вокзала в центре города.
Летом 1878 года ветка была построена, открыты были также пассажирская и товарная станции на ул. Генеральной (Сейчас ул. Александра Невского). Вокзал располагался в том месте, где сейчас стоит Курский цирк, а железнодорожные пути проходили со стороны Стрелецкой и заканчивались перед ул. Дзержинского. Этот вокзал назывался Курский, а железнодорожная станция в Ямской слободе стали называть Ямской вокзал.
Надо отметить, что Курск был одним из немногих Российских городов, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение.
Город строился, развивался общественный транспорт, особенно трамвай, приближались окраины и в 1934 году железнодорожный вокзал станции «Курск» прекращает принимать пассажиров и становится только товарной станцией с названием «Курск ветка», а в здании вокзала в центре города теперь размещается управление Курского отделения железной дороги и кассы предварительной продажи билетов. Ямской вокзал переименовывают в вокзал станции «Курск». Этот вокзал, уже после освобождения Курска от фашистов в 1943 году был полностью разрушен немецкой авиацией и не подлежал восстановлению.
Некогда, красивое здание вокзала пришлось снести, кроме правого его крыла. Теперь, эта часть старого вокзала, сохранилась в виде отдельно стоящего здания и находится оно за нынешней четвёртой платформой с южной стороны станции. Это историческое здание, хорошо просматривается с пешеходного моста. Слева, на фотокомпозиции, где совмещены две фотографии, старой дореволюционной и современной, можно представить, где находилось здание бывшего вокзала.
Капитальное строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры началось после войны в 1946 году. Новый вокзал был открыт 12 августа 1952 года.
Здание построено по проекту ленинградского архитектора И.Г. Явейна. По замыслу архитектора это вокзал-памятник посвященный героям Курской битвы. Внутреннее пространство вокзала состоит из центрального вестибюля круглой формы и четырёх залов. В двух залах сейчас размещаются билетные кассы, в третьем зал ожидания и в четвёртом ресторан. В левом торце здания находится кафе, а в правом, до недавнего времени располагалось почтовое отделение. В нижнем ярусе здания вокзала находятся пригородные билетные кассы, багажное отделение, камеры хранения и подземный выход к четырём пассажирским платформам.
Интересно оформлен зал ожидания, там установлена скульптура солдата, а стены зала украшает барельеф «Курская битва». На втором этаже находятся комнаты матери и ребёнка, а также служебные помещения. Снаружи здание украшено фигурами солдат, рабочих и крестьян.
В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов прошлого века скульптуры установленные снаружи здания вокзала стали разрушаться, один из фрагментов упал вниз и покалечил человека, тогда было решено их снять. Несколько лет простоял вокзал в таком виде, но это был уже не тот вокзал, что раньше, не было уже такой торжественности и величия. А в 1995 году произвели реконструкцию внутренних интерьеров здания, восстановили и наружные элементы архитектуры, правда это уже были не скульптуры из камня, а выполненные из металла штампованные фигуры людей, но всё равно вокзал приобрёл свой, только ему присущий вид. Кроме реконструкции здания, была построена ещё одна- четвёртая платформа, удлинили существующие, теперь они могут принимать состав из 32 вагонов. В южной части территории вокзала сооружены ещё две дополнительные платформы для пригородных электропоездов.
Железнодорожный вокзал во Льгове
Станция Льгов была введена в эксплуатацию в 1868 году в составе строящейся линии Курск — Киев. Особенности местности не позволили проложить железную дорогу через город, поэтому станция была построена в 7 верстах от Льгова. Позднее город разросся и станция оказалась внутри городской черты. В 1897 году было завершено строительство линии Брянск — Льгов, Льгов стал узловой станцией Московско-Киево-Воронежской железной дороги. В 1911 году была введена в эксплуатацию линия Льгов — Харьков, относившаяся к Северо-Донецкой железной дороге. Для обслуживания Северо-Донецкой железной дороги был построен отдельный вокзал.
Во время Великой Отечественной войны старое здание вокзала было разрушено. Новый вокзал был сооружён в конце 1940-х годов.
Начиная с 1911 года станция Московско-Киевско-Воронежской железной дороги носила название Льгов I, а станция и оборотное паровозное депо Северо-Донецкой железной дороги — Льгов II. В 1929 году станция Льгов I была переименована в Льгов-Киевский. По состоянию на 2009 год в качестве названия станции официально используются варианты: Льгов-Киевский (в справочниках и расписаниях поездов дальнего следования) и Льгов I (в расписаниях пригородных поездов).