Найти тему
Цветы для Элджернона

Советский труд

1 мая, день труда, как праздник ассоциируется с советским наследием России, в которой мы либо живем, либо жили, либо были рождены. Для меня это наследие сильно ощущалось, хотя по паспорту при коммунистах удалось пожить меньше года. В какой-то мере оно ощущается и сейчас. Постепенный его уход происходит в основном вместе с физическим уходом его носителей. Для меня это очень важный вопрос, так как то самое советское наследие, советский тип мышления ментальности банально конфликтует с тем, как мы живем сейчас и представляет собой нечто вроде вируса или паразита, не несущего ничего полезного, но забирающий энергию. Сильнее всего это ощущение конечно сохранилось с школы.

Оценка работы с точки зрения усталости. Даже не работы, а деятельности в целом. Типо, вот если ты сидишь, куда-то погружен, напряженно смотришь/делаешь - это работа. А если расслабленный и таких признаков не показываешь - то значит по-любому что-то не так и не работаешь. Пример опыта - задали на физике нарисовать кроссворд с физическими понятиями. Зарубился я в учебник, нашел интересные слова, нарисовал, составил. Показываю учительнице, она так отсутствующе крутит его в руках и говорит - 4. Я такой - а в чем проблема, почему не пять? И мне показывают кроссворд другой девочки, где все нарисовано в цветах, с рюшечками и завитушками. Вот, видишь, сидел человек, старался, вырисовывал. Видно, что работал. А у тебя тут просто клеточки синим обведены и вопросы. Не работал значит.

Коллектив превыше всего. К 9 классу пошли реформы образования и в школах началось профориентирование. Из обычных А, Б и В классов появились физико-математический, соц-гуманитарный и еще какой-то, к сожалению за давностью забыл. Теперь мы могли выбрать для себя, что нам интересно и перейти в класс с соответствующей нагрузкой. Но как только я подошел со своим решением к ответственным лицам, внезапно обнаружилось, что на самом деле 90% людей из класса Б просто переходят все вместе в физико-математический, В - в соц-гуманитарный и так далее. И как бы негоже разрушать коллектив и откалываться от основной массы, за которую уже знающие люди решили, куда и как им профилироваться. Меня настойчиво попросили не раскачивать лодку.

Мы лучше вас знаем, как будет лучше. Сразу в продолжение истории. За детей так же было решено, что это как бы не математический и гуманитарные классы, а классы для умных, не очень умных и совсем тупых. И небольшой 10% трансфер из других был как раз и связан с тем, что часть умных и тупых (по мнению учителей) детей перетащили в более соответствующую им страту. По их понятиям, я хотел пойти на понижение и поэтому обо мне, получается, заботились от всего сердца. Тот момент, что математика и геометрия мне были совсем не очень, а история и обществознание дико интересны - игнорировался и никого не волновал.

Дисциплина - всё, эффективность - ничто. Как-то так в жизни получилось, что мне нравится читать, писать, узнавать про то, как можно писать лучше и совершенствоваться в этом. А людям, которые сталкиваются с моими текстами, бывает интересно их читать. Но вот в школе по русскому языку я был хроническим троечником без какой-либо светлой надежды на светлое грамматическое будущее. Мои сочинения так же практически всегда были на границе худшего из всего коллектива. Но один раз, моя работа внезапно получила пятерку и даже была зачитана всему классу, как одна из лучших. Это был единственный раз, когда я написал сочинение не сам, а составил его по схеме другого сочинения в стиле “оценивать произведение автора нужно вот так”. Особо было отмечено, как круто я сумел изложить свое оригинальное видение!

Мне кажется, что общий корень всей этой дичи - какой-то банальный страх перед мышлением и интеллектом. Каждый из этих принципов хорошо работал на тех, кто думать не любил и не умел и кошмарно для тех, для кого это было важной частью жизни. Этакая защита дураков от всех остальных. Возможно, раньше это и нужно было по каким-то причинам, но уже даже в мои годы я точно понимал - ничего полезного в современной реальности это уже не несет.