Грех в переводе с греческого означает промах. Если сказать иначе, то каждый греховный поступок или мысль сбивает нас в верного пути в Царствие Небесное. Бог нас наделил свободной волей, чтобы мы небыли, как роботы, но могли сами делать выбор, и для, того, чтобы этот выбор был верным, вложил в нас нравственный закон, то есть совесть. Этот прекрасный дар свободы, обернулся для наших прародителей катастрофой, и в один момент после преступления заповеди Бога «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16,17), мы унаследовали от своих прародителей последствия первородного греха. Грех привел к повреждению природы человека, в силу вступили новые законы. Согласно прп. Максиму Исповеднику, в человеческую природу привзошли тленность, смертность и страстность, которых не знало человеческое естество до грехопадения. Заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла означала испытание человека в искренней любви к своему Творцу и Богу. Рано или поздно это испытание веры должно было увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже бы окончательно утвердился в верности Источнику Жизни — Богу. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – “вкусите… и вы будете, как боги” (Быт. 3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Главной причиной падения явилась гордость – стремление стать богом помимо Бога. Таким образом мы унаследовали первородный грех, который передаётся из поколения в поколение. Но в тоже время, в нашей душе есть совесть, так же мы её называем «голос Бога». И этот голос нам всегда подсказывает, как стоит поступить, дабы не навредить своей душе. Действие совести очень хорошо проиллюстрировано в книге Бытия, когда Каин помыслил убить Авеля. Господь обращается в Каину: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт4:6,7). Так же и в нашей жизни, если мы не прислушиваемся к голосу совести, то происходит трагедия, мы тем самым отдаляемся от источника благодати и любви, самого Бога. Грех — это стена, между Богом и человеком. Когда мы грешим, мы наносим раны своему сердцу. Как физически мы страдаем от болезней, так и духовно мы страдаем, когда поступаем не по воле Бога. Раны, которые мы наносим своему сердцу, могут стать глубокими, если мы, как и с физическим телом, запускаем болезнь. Эти раны называются страсть, так как грех уже глубоко укоренился в нашей душе и стал для нас привычкой или греховным навыком, с которым бороться гораздо сложнее. Например, если человек страдает страстью блуда или пьянства, он прямо говорит, что не может ничего с собой поделать, так как грех настолько пустил свои корни, и потребуется много времени, чтобы покаянием, постом и молитвой искоренить его из своей души. Поэтому важно не допускать в своё сердце пагубных мыслей, быть внимательнее к голосу совести, и на корню пресекать, как говорил Ап. Павел и «не давайте места диаволу» (Еф 4:27). Также есть такой понятие , как смертный грех об этом очень хорошо писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием… Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».