Найти в Дзене

В 1941 ей было 13 лет, воспоминания бабули о войне

Моя бабушка очень не любит рассказывать про войну, приходится вначале постараться её разговорить, но и всё равно рассказы её очень сжаты и короткие (лишь бы я от неё отвязался). Фашисты пришли в её деревню с наступлением морозов 1941 году, вошли без боя, но все знали, что они идут (напомню; на тот момент ей было 13 лет). Вся деревня высыпала на улицу посмотреть, что это такие за оккупанты, и вот вошли в деревню захватчики; замотанные женскими тёплыми платками и рваными одеялами, и все в грязи. Первое впечатление было, как будто идут ряженые бабы (бабушка называет их бомжами), раздался смех среди толпы зевак и все начали друг у друга спрашивать; «это фрицы?». Конечно, были и те, кто с самого начала войны ждал прихода оккупантов и их приход встречали с хлебом-солью; такая особа выступила вперёд, неся перед собой хлеб на полотенце под недовольные возгласы односельчан, на ней было роскошное пальто до самых пят. Увидев её, сразу подбежали два солдата и её пальто обрезали по самый пояс, заб
Бодакова Мария Николаевна 93 года
Бодакова Мария Николаевна 93 года

Моя бабушка очень не любит рассказывать про войну, приходится вначале постараться её разговорить, но и всё равно рассказы её очень сжаты и короткие (лишь бы я от неё отвязался).

Фашисты пришли в её деревню с наступлением морозов 1941 году, вошли без боя, но все знали, что они идут (напомню; на тот момент ей было 13 лет). Вся деревня высыпала на улицу посмотреть, что это такие за оккупанты, и вот вошли в деревню захватчики; замотанные женскими тёплыми платками и рваными одеялами, и все в грязи.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Первое впечатление было, как будто идут ряженые бабы (бабушка называет их бомжами), раздался смех среди толпы зевак и все начали друг у друга спрашивать; «это фрицы?».

Конечно, были и те, кто с самого начала войны ждал прихода оккупантов и их приход встречали с хлебом-солью; такая особа выступила вперёд, неся перед собой хлеб на полотенце под недовольные возгласы односельчан, на ней было роскошное пальто до самых пят. Увидев её, сразу подбежали два солдата и её пальто обрезали по самый пояс, забрав нижнюю часть пальто, а хлеб так никто и не отведал, просто оттолкнули её в сторону.

Про издевательства и угнетение фашистов она никогда не рассказывает и лишь её рассказ доходит до таких мест, она замолкает на мгновение и просто говорит; «очень страшно было» и слёзы наворачиваются на её глазах; «не надо тебе знать как за косой взгляд в сторону немцев или простое любопытство забивали прикладами. Как маленьких детей швыряли в стенку или кидали в колодец. Как расстреливали из-за хлебных крошек со стола. Как ночью приходили наши партизаны и забирали последнее, обвиняя в измене родины. Как нечего было кушать, и перепробовали всю траву и листья». После этих слов, тяжело вздыхает и молча погружается, наверное, в те далёкие года ужаса, где прошло её детство.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Как то, деревенскую молодёжь отправили под конвоем расчищать дорогу от снега, конвоировал их такой же, их ровесник, молодой Немец лет 19, в их группе на расчистки был парнишка 15 лет и он случайно чуть не задел лопатой этого конвоира. Сразу раздался щелчок затвора и все оцепенели в ожидании выстрела, ружьё было направленно на парнишку, девочка постарше, хорошо говорившая на Немецком подбежала к конвоиру и умоляла не стрелять, уговаривала, паренек упал на колени перед конвоиром и только тогда тот опустил ружьё. Ночью к родителям этого паренька пришёл полицай, и сказал родителям; «если он не пойдет в полицаи, к вечеру расстреляют всю семью». (Когда фрицы находили убитого своего солдата в деревне или в сопровождении, вся деревня была расстреляна, они не церемонились). Раним утром, он пошёл в комендатуру и вступил в полицаи, его отправили служить в другую деревню. А девочка, которая просила, чтобы не стрелял конвоир, той же ночью ушла к партизанам.

Ещё хочу написать из рассказов бабули, как полицаи становились после войны героями России.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Тот, кто уходил в полицию с приходом фашистских оккупантов, они все пытались показать свою преданность, перед своим новым начальством, и сдавали своих же односельчан за всякие мелочи и очень зверствовали и исполняли большинство расстрелов нив, чём неповинных. Наши наступали, и грохот боя был уже в пяти километрах от деревни, как вдруг все полицаи просто исчезли (в деревне их было четверо). Спустя месяц после освобождения от фрицев, вернулись трое полицаев в форме наших солдат с орденами и медалями на груди. Они обошли каждый дом с требованием, что бы местное население молчало об их деятельности при оккупантах, кто пытался им возражать или пытался их сдать, просто пропадали бесследно. У моей бабули, тоже были, просто сказали; «не хочешь подохнуть, никому ничего не говори». Так они стали жить обычной жизнью бок обок с запуганными односельчанами. Одного из них опознал вернувшийся с войны деревенский житель, его забрали и больше он не вернулся.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Были ещё и такие, кто отсидел в подвале всю войну, прячась от немцев, а потом после боя снимали с убитых наших солдат форму и переодевались, доказывая, что они герои, в деревне к таким потом было и отношение соответствующее.

Давно закончилась война, давно уже умерли те предатели и трусы, и уже не многие могут рассказать о тех далёких военных событиях.

-6