Мы часто думаем об истории джаза как о кавалькаде великих мужчин и их коллективов, но с самого начала эта музыка довольно часто была и в руках женщин.
Во время Второй мировой войны, прямо в сердце эры свинга, полностью женские коллективы стали сенсацией, заполняя пустоту, созданную мужчинами, отправившимися в армию. На самом деле они продолжали традицию, которая началась в годы водевиля и продолжалась, хотя и в меньшей степени, в первые десятилетия джаза.
Не имея возможности занять центральное место, многие инструменталистки становились композиторами, аранжировщиками или менеджерами артистов. Из-за сексизма владельцев площадок и звукозаписывающих компаний в Соединённых Штатах они часто выезжали за границу, чтобы продолжить карьеру в Европе или даже в Азии.
Вот лишь несколько исполнительниц, которые добились серьёзного успеха в своё время, но теперь вспоминаются в истории джаза реже, чем того заслуживают.
Lil Hardin Armstrong, пианистка (1898 - 1971)
Lil Hardin познакомилась со своим будущим мужем Louis Armstrong в 1922 году, когда он присоединился к знаменитому «Creole Jazz Band» King Oliver.
Hardin, которая училась в «Fisk University» и имела антрепренёрскую жилку, помогла продвинуться Армстронгу как лидеру группы, выступая в качестве его первого менеджера, пианиста и частого соавтора.
После того, как они расстались примерно в 1930 году, она добилась определённого успеха со своим биг-бендом, но через несколько лет фактически отказалась от музыкальной карьеры.
Видео: «The Pearls - Lil Hardin 1959».
Valaida Snow, трубачка (1904 - 1956)
Карьера Valaida Snow была лесным пожаром: огромный масштаб, а затем быстрый спад. Она была мастером игры на трубе, но играла на дюжине и других инструментов, а также пела, делала аранжировки для оркестров, танцевала и играла роли в голливудских фильмах.
Её называли «королевой трубы», но не получив должного внимания в Чикаго и Нью-Йорке, она стала звездой за границей, много лет гастролируя по Восточной Азии и Европе.
Valaida Snow застряла в Дании во время Второй мировой войны и заболела в тюрьме. Она сбежала в 1942 году и провела остаток своей карьеры в Соединённых Штатах, хотя её здоровье так и не восстановилось.
Видео: «Valaida Snow for Lady Be Good».
Dorothy Donegan, пианистка (1922 - 1998)
Яркая исполнительница, чья личность была столь же выдающейся, как и её талант, была мастером в классическом, страйд-, буги-вуги и современном джазовом фортепиано, делая бурные, иногда «хулиганские» выступления. В глубине души исполнитель старой школы, она была способна в равной степени удивлять и развлекать аудиторию.
Карьера Donegan увенчалась выдающимися выступлениями: в 1943 году она мечтала стать профессиональным классическим пианистом и стала первым чернокожим инструменталистом, выступившим с концертом в «Orchestra Hall» в Чикаго.
Журнал «Time» осветил это, что дало ей возможность прославиться, но серьёзная карьера в классической музыке была невозможна для неё из-за её пола и расы. Пятьдесят лет спустя она выступала в Белом доме для президента Билла Клинтона.
Несмотря на все свои достижения, Donegan в своих интервью давала понять, что, по её мнению, именно сексизм мешал ей присоединиться к своим современникам-мужчинам в пантеоне музыки.
Видео: «Dorothy Donegan with Cab Calloway and His Band.».
Clora Bryant, трубачка (1927 - 2019)
Она была частью первого поколения бибоп-музыкантов, занимающихся инновациями в клубах Лос-Анджелеса, и была участницей некоторого количества ансамблей, состоящих только из женщин, во время и после Второй мировой войны.
Bryant стала солисткой «International Sweethearts of Rhythm», самого известного ансамбля в своём роде, а затем присоединилась к «Queens of Rhythm». Через известную тромбонистку Melba Liston она познакомилась с Dizzy Gillespie, который стал её наставником.
Её карьера продолжалась, и она обучила бесчисленных музыкантов как уважаемый старейшина на сцене Лос-Анджелеса.
Видео «Clora Bryant - "This Can't Be Love"».
По материалам публикации (англ.). Читайте также: