В исторических картинах все более менее понятно: костюм персонажа должен соответствовать эпохе, социальному статусу, полу и возрасту.
В фильмах и сериалах про современность все чуть-чуть сложнее. Высокий статус и богатство далеко не всегда означают, что человек наденет на себя то, что выглядит дорого (меха и бриллианты, например). Совсем нет. (Вспомним хотя бы Стива Джобса с его неизменными водолазками)
В этой статье я размышляю о том, почему все так хвалят сериал "Убивая Еву" и костюмы в нем. А еще немного о кинопроизводстве и процессе создания персонажа.
Так вот, персонаж
Очень многое зависит от того, какого героя/героиню пытаются создать продюсер, режиссер и костюмер. Это сложный творческий процесс, но для упрощения приведу несколько критериев оценки:
- любит ли персонаж одеваться, или не обращает внимания на одежду, пытается ли упростить процесс одевания;
- какое количество внимания хочет к себе привлекать, и хочет ли вообще;
- как одежда продолжает его_ее личность, раскрывает ли внутренний мир. Может быть, скорее скрывает, а может быть, утрирует какие-то качества;
- характер персонажа, культурный бэкграунд, кем он_она хочет казаться;
- внутреннее состояние персонажа в конкретный момент времени.
А теперь посмотрим на Вилланель. Мы знаем, что она сирота из России с тяжелым детством, но никто и никогда самостоятельно об этом не догадается. Почему? Потому что она накидывает на себя чужие личины, как платья из шкафа. Свою связь с детством и семьей она никому не показывает, возможно даже себе. И (спойлер!) только в третьем сезоне она признается, что хочет найти родственников и едет к ним в Россию.
Это я к тому, что ничего советского или русского в ее одежде не было и нет. Ничто не намекает на ее корни.
Вилланель однозначно любит одеваться, имеет возможность покупать Valentino, Dries van Noten и Burberry. Она каждый раз как бы придумывает себе новый культурный бэкграунд, меняя не только паспорт, одежду и парик, но и язык и выражение лица. (В оригинальной озвучке слышно, что она даже меняет манеру произношения: обычно говорит на английском с сильным акцентом, не то французским, не то каким-то еще. А по необходимости использует идеальный британский английский или выражается как американка). Она талантливая актриса - не без суперагентской подготовки, конечно.
Конечно, она любит внимание, и одежда помогает ей привлекать его, причем не обязательно в позитивном ключе. Она создает свои собственные правила уместности и неуместности.
Как это видят создатели сериала
Разные режиссеры (в кино скорее даже продюсеры) представят одного персонажа совершенно по-разному. И конечно, это может сказаться на костюмах. Достаточно посмотреть разные экранизации одной книги, например.
Режиссер и продюсер в процессе съёмок будут общаться с художником по костюмам (часто там целая команда), и видение последнего больше всего повлияет на результат.
Художники по костюмам в "Убивая Еву" невероятно талантливы и знают свое дело, судя по сериалу. В первом сезоне образы героев создавала Фиби де Гайе, во втором - Шарлот Митчел, в третьем - Сэм Перри. Образы Вилланель разлетаются по интернету чуть ли не в день выхода новых серий, и статей про ее луки тоже не счесть.
Я в какой-то момент заметила, насколько контрастна по сравнению с ней Ева - в первом сезоне она одевалась реально во что попало. А точнее, костюмерная группа постаралась, чтобы у нас было такое впечатление.
Дальше отношения Евы и Вилланель развиваются, и это тоже проявляется через одежду. Вилланель присылает Еве платье, после чего та как будто по-другому начинает видеть свое тело, и даже начинает более тщательно одеваться.
Естественно, малобюджетные фильмы/сериалы просто не смогут позволить себе самых лучших художников по костюмам. Это не значит, что в результате будет плохо. Но больше вероятность, что не случится точного попадания в персонажа и стилевого единства в картине. Хотя самые талантливые творцы тоже когда-то были бедными и неизвестными, поэтому малобюджетные проекты вполне себе могут быть очень крутыми.
С "Убивая Еву" все просто - бюджет у них вполне приличный. (Сериал снимается для BBC America, да и рейтинги сейчас очень высоки, а значит и вкладывать деньги в него будут смело).
Оригинальное произведение
Сериал снят по нескольким романам Люка Дженнингса, но часто отходит от текста. Поэтому и костюмы создателям сериала частенько приходилось придумывать с нуля. Например, сцена убийства богача Греко по книге происходит не у него дома, а в опере прямо во время представления. Там Вилланель в черном парике, с зелеными линзами и в облегающем красном платье от Валентино. В сериале же костюм нужно было подстроить под сцену. Вилланель умело играет со своим образом, но точно знает как подстроиться под среду и при этом выглядеть сногсшибательно.
Вместо вывода напишу, что "Убивая Еву" в целом написан и снят очень круто. Съемочная группа и сценаристы частично меняются от сезона к сезону, и это, как мне кажется, дает сериалу супернеожиданные повороты сюжета. Аж игра престолов вспоминается :)
было бы вам интересно почитать более подробный разбор персонажей и их одежды в этом сериале?