Найти тему
Военный Урал

Северный обход

Он почти не вставал уже двое суток. Но теперь из простудного забытья его вырвала тишина – их состав простоял на какой-то станции как минимум полчаса. Затем остановки стали происходить всё чаще. Пропускаем кого-то? Но на соседних путях тоже царила неподвижность. Встревоженный мозг шевелился всё быстрей: "Чем ближе к Свердловску, тем ощутимей теряем темп".

Лишь к обеду они стали пробираться по стрелочным переводам огромной сортировочной станции. Наметанное восприятие профессионала подмечало то, что укрывалось от внимания остальных. Нервные вскрики паровозов, словно живые существа, отчаянно пробивавшихся через толпу себе подобных... при этом то и дело мелькают свободные сортировочные пути…

Когда поезд подошёл к платформе Свердловск-пассажирского, пожилой человек тяжело оделся, вышел на платформу, добрался до кабинета дежурного по станции, махнул удостоверением и, завладев телефоном, набрал московский номер:

- Здравствуйте, Образцов беспокоит. Я с моим институтом следую в эвакуацию в Новосибирск. Но я настаиваю, что мне нужно остаться в Свердловске. Здесь я нужнее.

Человека на том конце провода не требовалось ни в чем убеждать. Он более чем был в курсе дела.

С началом войны железнодорожный узел на Транссибе перешёл не на максимальный, а какой-то запредельный режим работы. Огромный транспортный поток с запада: за второе полугодие 1941 года через станцию прошло порядка десяти тысяч эвакуационных эшелонов, здесь был разгружен миллион с четвертью тонн оборудования и другого имущества. Навстречу – составы с молодым пополнением из Сибири, военной техникой, выпущенной на сибирских заводах. Бесконечная вереница эшелонов с углём и рудой.

Диспетчера исступленно жонглировали составами и вагонами, маневровые паровозы метались беспрерывно туда-сюда, но было очевидно, что это балансирование на краю пропасти. Малейший сбой был чреват остановкой Транссиба. А это, в свою очередь, означало бы катастрофу государственного масштаба.

Владимир Николаевич Образцов действительно был здесь очень кстати. За сорок лет до этого ему, 26-летнему инженеру путей сообщения, довелось работать над реконструкцией станции Иваново, которая в результате стремительного и непродуманного развития превратилась в хаотичный и неэффективный клубок рельсов. Образцов создал не просто проект, но попутно еще и методологию проектирования сортировочных станций.

Группа путей, которая в плане выглядит, как конфета в обертке, называется "парком". Это понятие ввел в оборот тоже Образцов.
Группа путей, которая в плане выглядит, как конфета в обертке, называется "парком". Это понятие ввел в оборот тоже Образцов.

После революции он занимается реконструкциями крупных железнодорожных узлов, расположенных в больших городах. В 1920-х были идеи полностью вынести железную дорогу за пределы столицы - он убедительно доказал, что это пошло бы только во вред самому городу. А созданный им в середине 1930-х проект железнодорожного узла в Нижнем Новгороде (стальные пути тогда наконец шагнули оттуда на восток) так и вовсе определил развитие этого города на десятки лет.

Академик Владимир Образцов
Академик Владимир Образцов

Свердловск Образцов знал достаточно хорошо – он когда участвовал в проектировании системы подъездных железнодорожных путей для Уралмашзавода. Подобно множеству аналогичных, здешняя станция развивалась поэтапно, исходя исключительно из текущей ситуации и нужд. В результате возникли своего рода «песочные часы»: две товарные станции были разделены пассажирской, которая весьма замедляла необходимый для эффективной работы обмен составами между ними. Этот обмен и движение транзитных поездов мешали друг другу, поскольку задействовали одни и те же пути.

План города 1940 года. Грузовые станции - это Сортировка (левый верхний угол, не обозначена) и Шарташ (юго-восточная окраина города. Пассажирская станция - под мелкой надписью "Свердловск" в центре.
План города 1940 года. Грузовые станции - это Сортировка (левый верхний угол, не обозначена) и Шарташ (юго-восточная окраина города. Пассажирская станция - под мелкой надписью "Свердловск" в центре.

Эти проблемы, наверное, не так уж сложно было бы решить в условиях мирного времени масштабной реконструкцией станции и прилегающих городских кварталов. Но во время войны подобное было немыслимо.

Своя команда железнодорожных проектировщиков в Свердловске появилась лишь в 1935 году. Сейчас её усилили эвакуированными коллегами. В гиперперенаселенном городе место для них нашлось только на верхотуре Дома культуры железнодорожников: каморки над зрительным залом, фойе. Как и другие железнодорожники, инженеры практически не бывали дома. Работа шла круглосуточно: экстренно требовались проекты расширения огромного числа железнодорожных станций Урала, прокладки подъездных путей к создаваемым промышленным площадкам.

Фойе большого зала Дома культуры железнодорожников. Фото 1940-х годов.
Фойе большого зала Дома культуры железнодорожников. Фото 1940-х годов.

В ДК было душно и шумно: на первом этаже семьи эвакуированных сутками дожидались предоставления жилплощади. Для полноты счастья в зрительном зале днём беспрерывно крутили кинофильмы, слышимость была абсолютной. Здесь «главный академик железнодорожного транспорта» и начал работать. Он был уже весьма пожилым и больным человеком. На ногах держала важность возникшей задачи.

Потом он скромно говорил: ему помогло то, что он, в отличие от молодых коллег, сумел взглянуть на ситуацию свежим взглядом. На север от Свердловска на расстоянии нескольких километров друг от друга устремлялись железнодорожные линии на Нижний Тагил и на Егоршино.

План города 1939 года.
План города 1939 года.

Современному горожанину это представить довольно сложно. Поезда на Тагил идут через западную горловину Екатеринбург-сортировочного и далее через платформу Огородная. Но тогда дорогой на Тагил были пути, под которыми проезжаешь, отправляясь с Пехотинцев на Артинскую, или по Бебеля-Донбасской. Они идут вдоль Автомагистральной, затем теряются в промзоне и далее на станцию Шувакиш.

Что, если Тагильскую и Егоршинскую линии соединить небольшой вставкой тремя километрами севернее станции Свердловск-пассажирский? Вагоны между Шарташом и Свердловск-сортировочный можно будет перекидывать в обход пассажирской станции. Транзитным составам Транссиба придётся проходить только через Свердловск-сортировочную, движение по линии «Нижний Тагил – восток» вообще будет миновать станции.

Но даже для прокладки столь короткого отрезка железнодорожных путей рабочих не было. В августе 1942 года райком партии мобилизовал на земляные работы всех. Воспитательницы детских садов, продавщицы, старшеклассники после трудового дня брали в руки лопаты и кирки.

Фрагмент послевоенного плана города. Красным выделен "северный обход".
Фрагмент послевоенного плана города. Красным выделен "северный обход".

Владимир Николаевич сделал и немало другого для срочного развития транспортной системы Урала. В те дни в Свердловск был эвакуирован цвет советской науки - президиум Академии Наук СССР. По инициативе академиков, была создана научная комиссия по освоению богатств региона. Заместителем её председателя был избран Образцов.

Выполненные им в эвакуации работы в 1943 году были удостоены Сталинской премии. На полученные денежные средства он купил… самолёт-истребитель, передав его на фронт.

… Проспект Космонавтов взмывает на мост, внизу видны железнодорожные пути. Это и есть Северный обход. Товарные поезда идут по нему и сегодня.