Современному зрителю многое кажется непривычным в советских фильмах, но самое СТРАННОЕ - постоянное нарушение героями техники безопасности, подающееся в героическом ключе.
Даже в самых малозначительных эпизодах это проскальзывает - вспомните "Москва слезам не верит" - когда съемочная группа приезжает на завод, и Катерина с гордостью рассказывает, что выполняет работу наладчика, потому что настоящего наладчика не дождешься. Но она же не наладчик! И если что-то пошло бы не так, и в процессе наладки ей бы раздробило пальцы - она бы получила компенсацию за производственную травму, вот вопрос? Сейчас бы однозначно нет. И как мне кажется, и тогда тоже.
Но самый загадочный эпизод с ТБ, как мне кажется, происходит в фильме "Девять дней одного года".
Герой Баталова работает над получением термоядерной реакции, и в самом начале фильма получает значительную дозу излучения вместе со своим коллегой.
На самом деле поначалу я как-то даже не придала значения, ЧТО они вообще делали в опасном помещении? Данный трагический эпизод закручивает фабулу, и ладно.
Потом выясняется, что Гусев (герой Баталова) уже облучался и до того - во время войны. Ну тут понятно - война, спешка, последствия радиации не так изучены... героизм и самопожертвование ученых в чистом виде. Тут нет к Гусеву вопросов.
Но дальше в сюжете происходит нечто необъяснимое - Гусев продолжает работу и для консультаций приглашает своего друга Илью (героя Смоктуновского). Они там болтают о том, о сем, затем Гусев выпроваживает Илью из опасной зоны, а сам ОСТАЕТСЯ рядом с установкой в момент проведения эксперимента.
Ээээ, зачем???? Он там нейтроны голыми руками собрался ловить или что?
Короче говоря, я СОВСЕМ не поняла этот сюжетный ход. Что геройского в самоубийстве? Да и на развитие сюжете этот странный поступок Гусева не оказывает никакого влияния - он же вроде как и так болеет, и человек своим присутствием вряд ли может оказать влияние на термоядерную реакцию. Но на производственную культуру оказывает - когда ученый, которым все восхищаются, показывает ТАКОЙ пример...
Фильм на самом деле мне очень понравился - достаточно редкий для советского кино жанр интеллектуальной драмы. По крайней мере я искала потом другие фильмы "про ученых" - но оказалось не то...
Но вот эти случаи облучения главного героя... то ли сценарная дыра, то ли доносится мысль, что Илья прав: человечество(даже в лице своих лучших представителей) - стайка обезьян с гранатой.