Общая информация об автомобиле
Saab 9-5 первого поколения – переднеприводный автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся в шведском городе Тролльхэттен в кузовах седан и универсал с 1997 по 2010 год. Срок жизни на конвейере свидетельствует о крайне успешной конструкции автомобиля. Традиционно для Saab, большое внимание было уделено безопасности. Модель 9-5 удостоилась множества наград за инновационные системы, предотвращающие травмирование пассажиров вследствие ДТП. В целом, 9-5 был прорывом для марки: автомобиль получился гораздо более технологичным, чем предшественник. 9-5 оснащался как бензиновыми двигателями собственной разработки, так и дизельными моторами Isuzu, Fiat и Opel.
Первое поколение модели 9-5 пришло на смену легендарной модели 9000 в 1997 году.
В 2000-м году появилась «горячая» версия модели, традиционно для больших Саабов названная Aero (на некоторых рынках – HOT Aero). Мощность двигателя составляла от 230 до 263 л.с., а тюнинговые компании, специализирующиеся на доработке Саабов, доводили мощность двигателя до 600 л.с.
В 2001 и 2005 году автомобиль был подвергнут серьезному рестайлингу. Достаточно сильно изменился и экстерьер, и интерьер: Saab находился в поиске нового фирменного стиля.
Продажи второго поколения модели начались в 2010 году, после того как Spyker Cars приобрел компанию Saab.
Технические особенности и характеристики
Saab 9-5 был построен на той же платформе, что и Opel Vectra и частично унифицирован с Opel Omega. Но, несмотря на не слишком престижных доноров, 9-5 получился технологичным и надежным автомобилем. Двигатели Опель были дооснащены уникальным турбонаддувом низкого давления и блоком управления двигателем Trionic 7, который отвечал за опережение зажигания, впрыск и контролировал давление наддува.
Есть версия под названием 9-5 Aero BioPower. Двигатель автомобиля был рассчитан на работу как на биоэтаноле (топливо с высоким октановым числом – 104), так и на обычном бензине с октановым числом 95. При использовании биоэтанола мощность двигателя увеличивалась примерно на 30 л.с.
В салоне – традиционный для Сааба «самолетный» стиль: центральная консоль с обилием кнопок развернута к водителю, сидения обладают ярко выраженной боковой поддержкой. Замок зажигания находится на центральном тоннеле, в районе ручки стояночного тормоза. Извлечь ключ зажигания можно лишь после выключения зажигания и включения задней передачи на автомобилях с «механикой» или селектора автомата в положение «Р».
Подстаканники выезжают «по требованию», а задние подголовники складываются для улучшения обзорности назад. В качестве опции был доступен обдув задних боковых стекол.
Все автомобили оснащались разработанной Саабом системой безопасности SAHR: при ударе сзади активные подголовники смещались вверх и вперед, предотвращая травмы шеи. Об активной безопасности также позаботились: все автомобили оснащались функцией «Night Panel», позволяющей в темное время суток отключить подсветку второстепенных приборов: светились лишь кнопки на центральной консоли и спидометр до отметки 140 км/ч. С 2002-го года система стабилизации вошла в стандартную комплектацию.
Плюсы и минусы в сравнении с одноклассниками
Предшественник модели, Saab 9000, выглядел, скорее, как массивный бомбардировщик. 9-5 смотрится более изящно и напоминает бизнес-джет – частный реактивный самолет с шикарным салоном. Особенно хорош автомобиль в кузове универсал: к изящности добавляется атлетичность и шведская основательность.
Saab 9-5 – автомобиль для тех, кто ценит не только комфорт, но и динамику разгона.
Модель 9-5 стоит сравнивать с такими же неординарными представителями класса. Так, Citroen C5 не так богато оснащен, как «швед». Багажник 9-5 больше, чем у Rover 75, Citroen C5 и Alfa Romeo 166. Сааб также лидирует в динамике разгона, причем даже не самая мощная версия модели легко «уезжает» от основных одноклассников.
Модель 9-5 отличается надежной и неприхотливой автоматической коробкой передач, чего нельзя сказать об одноклассниках. Так, коробки передач Ситроена и Альфы нередко выходят из строя.
К недостаткам Сааба можно отнести лишь сравнительно большой расход топлива при активной езде.
Интересные факты
Энтузиасты тюнинга Saab разработали сайт ECUProject.com. После регистрации пользователю становится доступна программа, предоставляющая практически безграничные возможности по настройке блока управления двигателем Сааба.
Признанием надежности и высоких динамических характеристик модели можно считать ее популярность у дорожных полицейских, причем не только в Швеции. Автомобиль используется в полиции Великобритании и США.
Гонщик Алексей Васильев, протестировав автомобиль, пришел к выводу, что «самолетная» эргономика не очень хорошо подходит автомобилю, ведь в воздухе, как правило, больше времени для принятия решения, чем на земле. При этом он признал эргономику водительского места удовлетворительной, особенно отметил отменную обзорность и отлично спрофилированный обод руля.
Цифры и награды
Шведы уделяют большое внимание безопасности автомобилей. Так, модель 1998 года получила четыре звезды из пяти возможных при краш-тесте по методике EuroNCAP. После рестайлинга 2001 года автомобиль заработал пять звезд в этом испытании.
В России автомобиль не пользовался большой популярностью, но связано это, скорее всего, с отсутствием агрессивной рекламной кампании и уникальными свойствами автомобиля, о которых осведомлены лишь поклонники марки. Так, в 2000 году было продано 135 экземпляров модели, в 2001-м – 144, в 2008 – 160, а в 2009 – только 40.
Автомобиль никогда не пользовался большой популярностью у угонщиков из-за низкого уровня ликвидности на вторичном рынке.
Система предотвращения травм шеи SAHR получила награды за свою эффективность в Дании, Австралии и Великобритании.
В 2006 году Saab 9-5 BioPower, способный работать на высокооктановом биоэтаноле и «простом» бензине, удостоился премии за инновации от Сообщества бельгийских автожурналистов.
Долгожданное обновление
Если вначале автомобиль пользовался уважением, то потом стал лишь объектом для шуток. По мере того как шли годы, «Сааб 9-5» опустился на дно рейтинга седанов класса люкс среднего размера и в конце концов почти исчез из поля зрения автолюбителей. В конце концов производитель перевернул страницу и выпустил новую модификацию. Она была спроектирована еще во времена, когда марка принадлежала «Дженерал Моторс» и базировалась на той же платформе, что и «Бьюик Регал», поэтому, конечно, не обладала техническим размахом своих немецких конкурентов. Тем не менее она была дешевле, доставляла удовольствие при езде и обладала собственным уникальным стилем внутри и снаружи. Модель ни в коем случае нельзя было назвать ведущей в своем классе, но она определенно стала достойной альтернативой любому среднеразмерному седану люкс-класса.
Обзор версии 2011-го года
«Сааб 9-5» выпускался в комплектациях Turbo4, Turbo4 Premium, Turbo6 XWD и Aero. Модели Turbo4 оборудовались двухлитровым четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 220 л. с. и 350 Нм крутящего момента. Стандартный передний привод работал в паре с шестискоростной механической коробкой передач. Опционально устанавливался 6-ступечатый автомат. Это, конечно, скромно для двигателя среднего люкс-класса, но по крайней мере его сильной стороной является экономичность, особенно в варианте с ручным переключением скоростей.
Однако был еще один турбированный мотор, 2,8-литровый V6, который выдавал 300 л. с. и 400 Нм крутящего момента на все четыре колеса через стандартную шестискоростную автоматическую коробку передач. Это обеспечило солидную производительность полноприводного седана, которая была достигнута за счет экономии топлива. Отделка «Аэро», спортивная подвеска, отзывчивый руль, самоблокирующийся дифференциал и улучшенная система полного привода вместе составили один из тех автомобилей, которые приносят водителю максимальное внутреннее удовлетворение, даже большее, чем модели BMW 5-й серии.
Отделка салона
Базовая комплектация модели была такой, как у седанов конкурентов только за дополнительную оплату. Например, у автомобиля были сидения с функцией запоминания установок водителя, кожаная обивка и интерфейс iPod. Улучшенные варианты позволяли иметь такие элементы, как панорамный люк на крыше, система слежения за дорожной разметкой, трехзонный климат-контроль, навигация и мультимедийная система для задних сидений.
Всем этим оборудовался салон, в котором легко было узнать шведское авто. Панель приборов буквально окружает водителя, в результате чего все элементы управления находятся в пределах легкой досягаемости. Другими отличительными особенностями автомобиля являются характерные решетки вентиляции, переключатель ночной панели, в одно касание приглушающий подсветку приборов, и замок зажигания, правда теперь в виде кнопки. Однако многие климатические и электронные интерфейсы были переняты у «Дженерал Моторс». Сохранилась лишь компоновка и зеленая подсветка, уникальные для «Сааба». Все эти элементы довольно хороши, но, как и весь интерьер, не дотягивали до стандартов «Ауди» или «Мерседеса».
Предыдущие модели
Модифицированный автомобиль «Сааб» (фото приведено в статье) появился в 2010 году, однако тогда машин было продано мало, и он предлагался лишь в самом нагруженном варианте «Аэро». Остальные комплектации стали возможными в 2011-ом.
Оригинальный «Сааб 9-5» выпускался с 1999 по 2009 год и за время своего существования несколько раз подвергался изменениям, которые в основном касались двигателей. Модель сохранила отличительные черты своего предшественника Saab 9000, но пятидверный дизайн хэтчбека сменился более традиционным четырехдверным седаном. Универсал появился год спустя.
Поскольку «Сааб 9-5» продержался невероятно долго, то оценка его конкурентоспособности зависит от того, как далеко вернуться в прошлое. Такие вещи, как уровень оборудования, качество интерьера и техническая утонченность, покажутся относительно сильнее при сравнении старых автомобилей с соответствующими им по возрасту BMW или «Лексусами». Тем не менее, независимо от года выпуска, большинство водителей найдет шведский автомобиль исключительно удобным, особенно когда в нем установлено дополнительное оборудование седана «Сааб 9-5» – печка и вентиляция. Пространство для пассажира просто отличное. Складывающееся заднее сиденье и 450 л места для багажа открывают дополнительный уровень практичности. А универсал SportCombi предлагал более 2 тыс. л грузового пространства тем, кому есть что перевозить.
Первоначальная конфигурация
В самом начале линейка «Сааб 9-5» состояла из базовой модели, версии SE и упакованной всеми удобствами и ориентированной на высокие показатели модификации «Аэро». Стандартный 2,3-литровый турбомотор с четырьмя цилиндрами производил мощность 185 л. с. (170 л. с. в 1999 году) и работал в паре с пятиступенчатой механической или опциональной четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Модификации «Аэро» имели 230 л. с., 2,3-л четырехцилиндровый турбомотор с механической коробкой передач. Первоначально была возможность выбора между 2,3-литровым двигателем мощностью 170 л. с. или 3,0-л 200-сильным турбодизелем V6, но с 2000 г. все SE оборудовались V6 с четырехступенчатыми автоматами.
Изменения 2002 г.
Хотя шведское авто 2002-го года очень похоже на предыдущие модификации, оно подверглось масштабной переделке. Три различные модели (Linear, Arc и Aero) теперь имели свой собственный стиль и спецификации. Базовый вариант предыдущего года превратился в Linear и предлагал 185 л. с. 4-цилиндрового турбо, в то время как SE стала Arc и с турбо V6 перешла в класс люкс. Кроме того, вся линейка получила новый пятиступенчатый автомат, и «Сааб 9-5 Аэро» обзавелся турбированным четырехцилиндровым двигателем мощностью 250 л. с. Изменения в рулевом управлении и подвеске помогли оптимизировать динамические характеристики, а электронный контроль устойчивости и адаптивные передние подушки безопасности улучшили надежность автомобиля. Если кто-то имеет намерение приобрести подержанный «Сааб 9-5», отзывы пользователей рекомендуют остановить свой выбор на моделях 2002 года и новее.
Модификации 2004-го
До 2004 года изменения происходили лишь в деталях. А затем набор функциональных возможностей был кардинально перетасован. Модель Linear стала исключительно универсалом, а «Сааб 9-5 Арк» лишился своего 200-сильного V6 в пользу турбо-4 мощностью 220 л. с. Через год в списке вариантов появилась DVD-навигация. К 2006 г. «Сааб 9-5» получил обновленный внешний дизайн, доработанную подвеску и высокопроизводительный 2,3-литровый турбо-4, ставший стандартным, наряду с повышением мощности мотора до 260 лошадиных сил. Кроме того, универсал был переименован в SportCombi, а похожие отделки Aero, Arc и Linear унифицировались. «Аэро» и его спорт-ориентированный стиль технически на два года стал пакетом, а потом возродился в виде полноценной отделки вместе с новоиспеченной базовой моделью 2.3T.