Этот самолёт открыл в нашей стране современную эру пассажирских авиаперевозок. Красивые просторные аэровокзалы, бетонные ВПП, самоходные трапы, горячее питание, сдача багажа ‒ всё это началось с него. Но кто помнит про него сегодня, кроме истинных любителей авиации?
Первый тяжёлый реактивный бомбардировщик А.Н. Туполева ‒ Ту-16, начал летать в 1952 году. Не успел он пойти в серийное производство, как началась разработка пассажирского самолёта на основе его узлов и агрегатов. От Ту-16 позаимствовали двигатели АМ-3, крыло, оперение, шасси, компоновку кабины экипажа.
11 июня 1955 года лётчики-испытатели Ю.Т. Алашеев и Б. М. Тимошек подняли в воздух опытную машину. Самолёт выпускали на Харьковском авиазаводе, а также в Омске и Казани. Всего до окончания серийного производства в 1960 году был построено около 200 самолётов.
На линии «Аэрофлота» самолёт вышел в 1956 году. Первые Ту-104 были рассчитаны на 50 пассажиров. В 1957 году появился Ту-104А с перекомпонованным 70-местным салоном. А 1958 году начали выпускать Ту-104Б с удлинённым фюзеляжем на 100 пассажиров.
А перед нами в ульяновском музее гражданской авиации предстаёт один их первых Ту-104, построенных на харьковском авиазаводе № 135 в 1956 году.
Новенький, с завода Ту-104 с номером СССР-Л5416 поступил в правительственный 232-й лётный отряд, базирующийся в аэропорту Внуково. А уже меньше чем через год «подержанная» машина была переправлена в Узбекистан. Там в 1959 году он получил новый номер СССР-42322.
В 1961 году его забрали себе ВВС, под личный самолёт-салон командующего Северным флотом. В 1962 году гостем этого салона был Юрий Гагарин. Спустя 20 лет самолёт вывели из эксплуатации и поставили на хранение на авиабазе Оленья.
В 1985 году начальник музея гражданской авиации на базе Центра ГА СЭВ А.П. Гуркин договорился о передаче СССР-42322 музею. В октябре 1986 года самолёт был приведён в лётное состояние технической бригадой ГосНИИ ГА. 1 ноября 1986 года экипаж под командованием Н.П. Володькина перелетел на нём в Шереметьево, а 11 ноября ‒ в Ульяновск.
Тот перелёт попал в хронику киножурнала «На воздушных трассах» № 6 за 1987 год. Вот эти уникальные кадры:
В день перелёта министр ГА Б.П. Бугаев в интервью газете «Воздушный транспорт» выразил свои чувства по поводу последнего в истории полёта Ту-104:
Гордость. И грусть... На Ту-104 нам выпала честь начинать эру реактивной пассажирской авиации... И сегодняшний ‒ спустя тридцать лет ‒ полёт «сто четвертой» ‒ ещё одно доказательство выдающихся её качеств. На Ту-104 нам довелось открывать немало международных трасс, и каждое её появление за рубежом вызывало огромнейший, ни с чем не сравнимый интерес... Авиация всегда являлась своеобразной визитной карточкой развития науки, техники, всей экономики. А грусть? Помните, у Экзюпери: для лётчиков самолёт ‒ не сумма параметров, а живой организм. Мы ведь Ту-104 проводили в небо в последний раз.
А кто сегодня вспоминает о Ту-104?
Много ли людей замечают памятник Ту-104Б на повороте к аэропорту Внуково?
Кто в курсе, что Ту-104 есть и в главном авиационном музее страны в Монино? А какой он модификации и назначения, наверное, вообще никто не скажет?
И сильно ли помогают Марии Кармановой в восстановлении и сохранении Ту-104А в Бердске? Надо помогать больше!
Источники: Авиация в музеях России, Уголок неба