Всем привет! Решил сегодня подумать, а что если я возьму в руки молоток и паяльник, отвертку и лампу, винил и тонарм, и займусь штучным производтством... перламутровых пуговиц в форме подставок под кабели? Какое именно влияние на звук они должны оказывать? Как именно на него влиять? В какую сторону его менять? Как мне их сделать такими чтобы изменения звчания системы радовало покупателя? Ведь моя цель в первую очередь порадовать людей!!!
И тут я понял что для этого мне нужно первым делом понять какой звук вообще бывает, какие потребности в нем у людей и чем обусловлены? И вот что я обнаружил!!!
Давайте начнем с кино.
Если мы придем в первый ряд, то мы обнаружим широкую фронтальную панораму, хороший упругий, артикулированный бас, но при этом тыла не будет от слова совсем, а если иногда оттуда что-то будет залетать, то оно скорее раздражает. Там же еще и целый зал народу который давит на психику...
Давайте пересядем в средний ряд. Здесь у нас уже ватный бас который ухает где-то спереди вязким облаком, панорама вправо-влево уже более узкая, но еще хороша и при этом появился звук сбоку, звук с тыла, а когда на комедии весь зал ритмично смеется, то делает это вокруг с полным погружением!
Пересядем в последний ряд! Тут все сложнее! Во первых, нормальный человек назад один не ходит! И перед другими стыдно - подглядывать что ли пришел? Да и кондционер дует... Он именно там, чтобы компенсировать жар от проекторов. (Ну и чтобы на обнимашки замотивировать.) Давайте рассмотрим случай когда пришел нормальный зритель со своей второй половинкой. Не знаю как при этом у кого, а лично у меня в таких ситуациях длиннорукость резко возрастает... И понятное дело слева от меня начинаются некоторые вч призвуки весьма приятного толка. А иногда и средние частоты прорываются...
Вернемся к звуку! Басы у нас тут совсем ватные, да еще и просели по ачх, тыловых звуков нет, там у нас за спиной стеночка, панорама по фронту тоже уже ухудшилась до почти моно и разве что звуки сбоков еще как то делают объемный звук.
Ну а теперь бежим домой!!!
Прибегаем лет 10 спустя а у нас там детишки жена и... Домашний Кинотеатр!!! Причем у тех кто предпочитал первый ряд, вы уже догдыватесь, что система стерео! 2 хороших колонки, и они считают все эти 5.1 ненужным баловством, и что главное это хорошее стерео!
У тех кто предпочитал средний ряд система уровня 7.1 при этом они могут захотеть кое что в ней скорректировать по части баса! Чтобы он у них был не ватный, а такой как в первом ряду!
Ну а у тех кто предпочитал задний ряд? У них все сложнее. Потому что дома при просмотре кино уже тут же и дети сидят, да и потребности в длиннорукости нет - по ночам все налажено! Но атмосферу-то тех времен хочется! А потому они ищут системы у которых подача с теплотой, с подсапываниями, с мягким сглаженным басом, хотя они при этом тоже могут захотеть его с артикуляциями из первого ряда. При этом и системы у них 5.1 и диван к стенке придвинут. А подсапывания на боевиках делает рупор.
Движемся дальше!!!
В этот раз у нас конценртный зал. Хороший концентрый зал для джаза и академической музыки. Чтобы и барабаны, и тарелки, и контрабас, и саксофоны, и гитары, в т.ч. и электро из комбика на сцене. В общем акустический джаз средних размеров. Можно еще Анплаггед Клэптона вспомнить.
Первый ряд.
Тут все просто, средняя панорама(о ней чуть позже) плотный резковатый бас от барабана, плотный от контрабаса, суховатый резковатый звук тарелок, в общем норм но в целом средне.
Средний ряд.
Его еще правильнее именовать вип ложа! А тут у нас все гораздо интереснее! Ведь наша консерватория для этих мест и строилась. А значит тут у нас сейчас все и будет! Готовы? Тут у нас шикарнейшая панорама, отличные послезвучия у гитар, вкусная реверберация, объем, выровненность подачи тарелок и саксофонов, тарелки при этом обрели мягность и подробность звучания а вот бас... увы... объемы воздуха никуда не деть, бас тут ватный.
Перемещаемся на задний ряд!
А вот тут с басами происходит интересный эффект! Дело в том что консерватория это не кинозал, и работа над звуком тут как вкус хорошего кофе - продолжается до последнего послевкусия!!! До последнего ряда!!! До самой двери! До самой входной двери! До входной двери в такси! Но об этом чуть позже.
А сейчас задний ряд! У баса есть интересное свойство, его длинна волны похожа на ценник в ювелирке, а затухание весьма низкое, в результате она ухитряется проити разными траекториями к последнему ряду, причем таким образом, что часть траекторий нейтрализуют другие. Т.е. волна в противофазе. В результате этого гасится ватность звука(этим же эффектом обаладают открытые колонки типа щит) и бас приобретает упругую прозрачность и приятную мягкость которая прям ласкает и слух. При этом панорама там несколько уже, но тоже очень даже хороша, а тональный баланс приобретает большую мягкость и сдержанность на вч при очень даже интересном отношении с акустической гитарой.
Но это еще не все.
Идем к двери, выходим за нее, и вот мы на накопительной площадке. А тут что со звуком? Тут у нас просел бас, просел верх и торчит середина, при этом при переходе из большого объема в малый среднечастотные волны, умудряются устроить некоторые безобразия с переотражениями, которые звукорежисессеры называют Флаттер-Эффект. Он воспринимается как дребезг, когда вокалист тянет длинную ноту или сустейн у гитары или рояля продолжительный. Когда до домашних систем доберемся расскажу кому этот эффект нужен!
Движемся дальше.
Выходим на улицу, но тут как? (Аффтар, ты сбрендил??? какая улица???)
На улицу можно выйти двумя путями:
1. разогретая публика выходит воздухом подышать, особенно танцевально-разогретая. И тут у них и особые ачх, при отктытой двери, с задранной серединой, и бубнящий бас при закрытой двери, и особый шум разговорчиков и эффект возвращения назад с продолжением танцевальной программы.
2. Второй путь выхода звука на улицу... Представте что вы назначили свидание, представте что половинка ваша опаздывает, представте это предвкушение обнимашек, а конценрт уже начался уже звуки его доносятся, а тут на улице то пробки. Дело то в мегаполисе, тут машины шумят. И вот вам еще один вид звука и его эмоций.
А теперь снова домой!
15 лет движения, карьерного роста и опа! Снова дома детишки, жена, система хорошая!!! А вот анализировать как она звучит будем чуть-чуть наоборот!
Начнем с анализа того что сводит звукорежиссер и почему он сводит именно это?!!!
У звукорежиссеров есть такой прием, если забыл как звучит тот или иной музыкальный инструмент, особенно если у группы он редкий и неизвестный, то возьми и просто сядь рядом с музыкантом в студии и послушай его вживую. Понятное дело, что слушает он его в ближнем поле, тут рядом в помещении, акустика которого хоть и имеет некоторе параметры натуральной реверберации, для создания естетвенного объема на записи, но они нейтральные по ачх. Это не консерватория где задача сделать реверберацию со вкусным послезвучием. В результате звукорежиссер сводит - Звук как в первом ряду! При этом и композитор и продюссер и аранжировщик на концерте находятся так же в первом ряду. Это их вип места! Особые отдельные ВИП для виновников мероприятия! И понятное дело, что они одобряют работу звукорежиссера! Он свел все так, как они привыкли слышать вживую!!!
Но что же тогда делать тем кто привык к ВИП ЛОЖЕ и к заднему ряду?
ПРавильно!!! Из звук должна(внимание!!!) СФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМА КОТОРАЯ СТОИТ У НИХ ДОМА!!! Это должен сделать источник,это должен сделать усилитель, это должны сделать колонки, это должны сделать провода(ай!!!), этому всему не должно мешать помещение, при этом оно может и помогать это сделать!!!
Вернемся домой.
В результате вышеописанного так же возникает несколько видов аудиопредпочтений.
1. Есть акустика которая делает первый ряд. Она в общем простая, просто качественные колонки которые воспроизводят как записано.
2. Есть колонки которые по сути миниконсерватории. Внутри них рождаются все эти послезвучия и реверберации. Они в этом плане ведут себя как виолончели где вместо струны динамик.
Отсюда, кстати, их повышенная чувствивтельность к некачественным записям: волне внутри корпуса, чтобы правильно разгуляляться требуются равномерные колебания динамика ее создающие. Чтобы им как со струной ничего не мешало. А тут у источника детонация, и частота гуляет, или усилитель амплитуду гасит, за счет той штуки, что ООС именуется. Таким колонкам неизбежно требуется дырочка в правом... эээ... в общем дырочка им требуется. И порой она у них не только на басовике, но и на сч динамике. Ему то она для раскачки баса не нужна. А она есть! Потому, что она "розетка" как у гитары - для выпуска колебаний созданных передней декой и раскачанных внутри корпуса.
3. Есть и системы формирующие задний ряд. У них обычно наоборот, закрытый ящик, или же случай с активным гашением волн неправильно загулявших в помещении, когда наоборот минимум корпуса.
При этом аудиофилы могут захотеть чтобы на средних частотах была вип ложа, а басы и вч как на заднем ряду. Или какие то еще промежуточные ряды.
4. Сложнее дела обстоят с тем, кто хочет атмосферу, как на площадке у двери. Когда Флаттер-эффект.
Как вообще формируется желаение такого звука? Тут целая история, и это история больших побед. Представте коропратив в культурной компании по поводу удачно завершенного проекта. Те, кто хорошо потрудился задерживаются в переговорах с руководством, и идут на мероприятие уже не в должности опаздывающего или задерживающегося, а в должности человека приходящего когда считает нужным. У него в этот момент и настроение на подъеме, и позитив на душе, и тут то этот флаттер-эффект и запечатнывается как призвук успеха!!! И вот его-то и хочется уже потом, в тиши уютного домика в окружении внуков!!! И вот его то колонки и должны уметь сообразить. И стоит он такой дорого! Ну и покупают его понятное дело, те кто карьеру сделал. Кому он несколько раз за 15 - 20 лет этот аудиоэффект на корпоративках отпечатался... Обычно это колонки которые не напольники, но уже хорошенько так не полочники... Хотя я однажды и лилипутов полочных слышал с таким эффектом. Басы то в этих системах особо не требуются.
5. Те кто хочет ощущения предвкушения, ожидания опаздывающей половики, или как раз момент когда она пришла, обнимашки с шуршанием одежды и потоками воздуха вырывающимися, при этом и ее шумный нежный выдох при обнимашках. Они выбирают, это уже было при разборе звуков в кино, рупор!!!
Само собой и в этих сисетмах кто-то может захотеть баса из другого ряда в зале, или верх чтобы эмоция вот прям на границе входа в зал. Если например был закручен служебный роман, а она уже там в зале. Самый шик ощущений как раз в дверях!
Итог
Вот из такого списка представлений дальше нужно будет думать какой звук создавать, на кого ориентироваться, кого радовать? А потом разбираться как именно его такой создать? На данный момент понятно одно - усилители в аудифоильском мире разные не потому, что кто-то придумал как сделать его лучше, чем у кононкурентов, эта эпоха прошла лет 40 назад, а потому что, этот кто-то ориентируется на других слушателей, с другими аудиохотелками.
Но цель создать универсальный аппарат который порадует всех и вся она тоже есть. У художников ведь получилось!!! Они смогли создать несколько картин которые всем нравятся. Есть произведения под названием "100 Лет Бенджамину Франклину" или "Хабаровский мост в красно-рыжих тонах"!!!
Кстати весьма интересный мост! Был открыт 5(18) октября 1916 года и он двухэтажный: верхний, который видно на картине, которая всем нравится, автомобильный, а нижний железнодорожный!!! Его называют "Амурское Чудо"!!!
Спасибо что дочитали!!!
Использованный в статье рендер мой.