В 70-х гг. 19-го века британское правительство начало снижать свое военное присутствие в Австралийских колониях, предоставляя самим колония решать вопросы обороны региона.
В 1884 г. были созданы колониальные ВМФ Австралии. Первыми заказанными кораблями данного флота стали две канонерские лодки "Палума" и "Гаунда", ставшие первыми кораблями Австралийского военного флота. Оба корабля относились к так называемым канонеркам Рендела. Малоттонажные самоходные носители крупнокалиберных орудий, эти канонерские лодки разработанные английским инженером Джоном Ренделом, состояли в добром десятке флотов мира.
Строились эти суда в Элсувике, Англия на армстронговских верфях. Их отличительной чертой было плоское днище, короткий и широкий низкобортный железный корпус, с установленным в носу крупнокалиберным орудием, стреляющим прямо по курсу. Дополнительное вооружение состояло из различных орудий более мелкого калибра. Паровая машина компаунд и парусное вооружение обеспечивали надежное плавание вдоль берега.
Заказанные австралийским флотом канонерки "Палума" и "Гаунда" имели водоизмещение в 360 тонн при длине корпуса в 37 метров и ширине 8 метров. Паровая машина в 400 л. с. обеспечивала скорость канонерок до 10 узлов. Запас угля в 75 тонн давал дальность плавания до 1000 миль.
Основное вооружение состояло из носового 203 мм и кормового 152 мм орудий. Кормовая 6-дм в отличии от носовой 8-дм могла стрелять на борт. Также в состав вооружения входили 37 мм скорострельные орудия. В дальнейшем на лодках установили также 76.2 мм орудия.
На языке аборигенов Австралии названия канонерских лодок означают "Гром" и "Молния".
"Палума" и "Гаунда" были заложены в Ньюкасле на верфи Армстронга, где были спущены на воду летом 1884 г. Передача заказчику состоялась в конце того же года. Пройдя Суэцкий канал обе канонерки прибыли в австралийский Брисбен весной 1885 г.
Канонерка "Палума" использовалась в качестве гидрографического судна на Большом Барьерном Рифе. В 1893 г. стоявшую в устье реки "Палуму" шторм выбросил ее далеко на берег. Но спустя две недели наводнение помогло снять канонерку с мели, без серьезных повреждений. В ПМВ обеспечивала оборону гавани Сиднея. В 20-е годы корпус канонерки "Палума" был переделан под гражданские нужды и прослужил под разными именами до 1951 г.
Канонерка "Гаунда" в основном использовалась в качестве патрульного судна для защиты рыболовных промыслов. Для этого, в начале 20-го века, она подверглась реконструкции. Носовое 8-дм орудие было снято и на его месте был оборудован бак для повышения мореходности. На носу было установлено 4.7-дм орудие. После ПМВ канонерка "Гаунда" была переделана в угольный тендер и прослужила до 1958 г. В настоящее время корпус бывшей канонерки служит волноломом возле города Редклиф в Квинсленде.
Ниже фотографии бывшей канонерки "Гаунда" в наши дни. Корабль используется как берегозащитное укрепление.
Фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо за внимание. До встречи.