Приветствую на канале!
В прошлый раз мы сравнивали отечественный Ту-160 и американский В-1В Lancer и в ходе сравнения выяснили, что противопоставлять эти две машины не совсем корректно, так как их задачи и характеристики ну уж очень разнятся. Более интересно было бы противопоставить американцу наш Ту-22М3М, хотя здесь складывается та же ситуация. Но мы попробуем.
Как мы говорили в прошлый раз, американский В-1В – это сверхзвуковой бомбардировщик низковысотного прорыва ПВО. В его арсенале, в основном, корректируемые и обычные авиабомбы. Из дальнобойных крылатых ракет только дозвуковые AGM-158 с дальностью чуть меньше 1000 км. Начнём сдалека. Наш Ту-22М3 тоже способен выполнять данную задачу, но менее эффективно, так как изначально он планировался как ракетоносец. Причём одной из основных задач, если не основной, была борьба с авианосными ударными группами вероятного противника. В те годы они действительно представляли большую угрозу, и не раз показывали «зубы» в многочисленных конфликтах. СССР этого допустить не мог и, в ходе долгих лет работ над машиной, Ту-22М3 стал самым массовым представителем семейства Ту-22М – всего построили 268 таких бомбардировщиков. Однако всё поменялось пару лет назад – появилась модификация Ту-22М3М, с которой мы и сравним В-1В. Так будет более-менее честно, все-таки машины разные.
Если раньше Ту-22М3 имел в основе своего вооружения крылатую ракету Х-22 и свободнопадающие бомбы, то теперь он может применять широкий спектр высокоточного и гиперзвукового вооружения. По своей сути он теперь летающий арсенал, который крайне редко будет находиться непосредственно над целью. Обеспечивает это, в частности,
Х-47М2 «Кинжал» с дальностью до 2000 км. Также на вооружении появилась Х-32 – это тоже гиперзвуковая ракета с дальностью до 1000 километров. Является модернизацией Х-22 и впитала в себя все её плюсы, закрыв недостатки. Обе ракеты могут наносить удары как по земле, так и по кораблям любого водоизмещения, включая авианосцы. Как мы видим, у нашего «бомбера» арсенал куда более продвинутый, за что ему однозначно плюс. Однако у американца есть преимущество – он способен нести своих бомб общим весом 34 тонны. Ту-22М3М здесь проигрывает – 24 тонны, так как по размерам он практически на треть меньше американца. Здесь та же ситуация, что и у B-1B с Ту-160. Думаю, наличие гиперзвуковых ракет, всё же лучше.
Но сразу оговоримся, что это максимальные параметры, которые будут «плавать» в зависимости от дальности перелёта, к примеру. И тут переходим к скорости машин. Немаловажный параметр, особенно для бомбардировщика. Американский В-1В может достигнуть показателя в 1328 километров в час. И тут наш Ту-22М3М снова выбивается в лидеры – его скорость 2300 км/ч. Это качество позволит ему с большим шансом уйти от атаки неприятеля и его ЗУР, а также быстрее достичь своей цели. Однако есть ещё один плюс – чем выше скорость носителя, тем дальше полетят его гиперзвуковые «Кинжалы». Поэтому их сначала ставили на МиГ-31, которому даже 3000 км/ч не предел. Однако боевой радиус у машин не в нашу пользу – у американца с неполной боевой нагрузкой этот показатель равен примерно 10 000 километров. У Ту-22М3М – 7000 километров. У обоих машин этот показатель можно сгладить, так как есть возможность дозаправки в воздухе.
Ну а теперь количество и тут, к сожалению, Ту -22М3М проигрывает. Данной модификацией только-только начали насыщать войска и их можно по пальцам пересчитать, а все остальные это Ту-22М3. Американских В-1В 60 единиц, из которых только 30 могут летать. Кстати, общее число модернизируемых Ту-22М3 как раз планируется 30 единиц, что идеально вписывается в сложившийся баланс сил.