Понимание речи – важный показатель, предшествующий произношению. Известно, что любая ситуация развивается постепенно, так и понимание речи строиться на слуховом восприятии и встраивается все в более сложные системы.
Как оценить этот навык?
Я подготовил небольшой чек - лист, обратите внимание на эти показатели. При диагностике обязательно учитывайте время и состояние ребенка (его здоровье, настроение, самочувствие). Если вы увидите какие-либо сложности, подумайте об этом.
Ребенок:
· пугается, если слышит резкие звуки;
· обращает внимание на вас, когда вы начинаете говорить рядом и привлекать голосом своего ребенка;
· обращает внимание на звуки, которые не видно (шум дождя, звонок, гудение самолета и др.);
· отвечает вам невербально, когда вы общаетесь (тянет ручки, улыбается, смотрит в глаза);
· улыбается, когда вы говорите ласково и затихает, расстраивается, если вы говорите сердитым тоном;
· отзывается на свое имя и поворачивается к вам;
· любит рассматривать книги, показывает вам предметы и персонажей из книги;
· отвечает с помощью жестов на ваши вопросы: «Где мама, папа (другой член семьи)»;
· показывает предметы, когда вы его просите: «Где…?», «Покажи мне….», «Возьми….»;
· выполняет простые просьбы: ‘‘Подойди’’ ‘‘Сядь,’’ ‘‘Встань?’’;
· указывает по просьбе различные части тела (глазки, ушки и др.);
· использует социальные жесты в общении: «Привет/Пока»?
· понимает, когда нужно завершать игу или сделать перерыв,
· может немножко подождать и реагирует на вашу просьбу: «Подожди».
Вот такой получился список. Я думаю, каждый сможет провести простую диагностику.
Что делать, если вы увидели проблемы в понимании речи Проще всего обсудить ситуацию с педиатором, неврологом и обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.
Двигаясь самостоятельно, начните прицельно присматриваться к ребенку в разных ситуациях. Подумайте, помогаете ли вы себе жестами в общении. Жесты значительно облегчают процесс понимания.
Успехов Вам!
Будем на связи
Андрей Шевченко
#история_одного_логопеда