До конца III в. до н.э. о Риме мало кто знал. Внимание тогдашнего цивилизованного мира было приковано к наследию Александра Македонского. Войны диадохов, сподвижников великого завоевателя, продолжались до 281 г. до н.э. Их потомки воцарились в эллинистических государствах, возникших из разорванной на части огромной державы Александра. Именно там, на землях Малой Азии, Македонии, Греции, Египта, Персии, делалась история. События в какой-то далёкой Италии мало кого волновали. Но за короткий срок всё переменилось. Древнегреческий историк Полибий передаёт изумление всего античного общества: мы только что узнали, что есть Рим, и тут же выяснилось, что Рим является владыкой вселенной.
В течение всего дюжины лет римляне сокрушили три величайших государства, которые претендовали на мировое господство: Карфаген (201 г. до н.э.), Македония (197 г.), держава Селевкидов (190 г.). После Александра Македонского поразить мир стремительными победами было трудно. Рим изумлял другим — отношением к врагам. В то время обычным был следующий образ действий: побеждённую страну либо порабощали целиком, либо, если сил на это не хватало, отнимали часть территорий и порабощали только их. Римляне поступали иначе. После того, как Сципион разбил Ганнибала и закончил II Пуническую войну, в римском сенате решалась судьба Карфагена. Сенаторы припомнили все зверства армии Ганнибала, включая уничтоженные целиком города. Раздаются голоса, что пока существует Карфаген, римляне не могут быть спокойны за свою судьбу и жизнь близких. И сейчас, когда появилась такая возможность, нужно разрушить его до основания.
Но тут выступает посланник Сципиона, который в это время с римской армией находится в Африке, возле Карфагена. Он говорит сенаторам: «Пока враг боролся с нами, нужно было защищаться. Но теперь, когда он упал, нужно его пощадить. Мы говорим, что карфагеняне жестокие люди, а мы гуманные. Давайте докажем это, простив Карфаген». Представитель Сципиона принуждает сенат заключить мир. Этот мирный договор удивителен. Карфаген остаётся свободным, он не платит Риму дань и не размещает в городе римский гарнизон. Более того, он сохраняет свои территории и, что было самым важным для Карфагена, свободу торговли. Уже через 10 лет Карфаген станет богаче своего победителя.
У Карфагена были отняты захваченные им земли в Африке. При этом Рим не забрал их себе, а объединил в одно царство, которым стал править царь Массинисса. Разумеется, он был ставленником Рима, но сам факт создания отдельного государства на отнятых у врага землях был необычен. Что же по мирному договору отдал Риму Карфаген? Он выплачивал разовую контрибуцию, передавал Риму свой военный флот, сокращал армию и не имел права вести войну без разрешения Рима. И это всё. Для потерпевшего поражение в длительной и ожесточённой войне, условия мира были удивительно мягкими.
Через несколько лет греки просят Рим о помощи. Римляне вмешиваются в войну на Балканах и разбивают Македонию. Их греческие союзники требуют расчленения побеждённой страны и казни её царя, Филиппа V. Римский полководец Тит Квинкций Фламинин, ученик Сципиона, отвечает: «Это не в обычае римлян. Мы никогда не уничтожаем наших врагов». Условия мирного договора для Македонии, продиктованные римлянами, были идентичны требованиям к поверженному Карфагену. Филипп выплачивает контрибуцию, сокращает армию и военный флот, отдаёт захваченные греческие города. Сам он остаётся у власти, все римские войска возвращаются на родину. Через 7 лет Сципион побеждает сильнейшую армию того времени — войско Антиоха Великого. Сам Антиох бросает свою царскую корону к ногам Сципиона и молит его лишь о сохранении жизни. Сципион и ему диктует те же условия мира: сокращение армии с флотом, выплата контрибуции, освобождение завоёванных государств Малой Азии.
Чем объяснить такую политику Рима? Ведь ни до этого периода, ни после, римляне отнюдь не были особо милосердными, тем более к поверженному врагу. Во всех этих войнах и заключении мира после них ключевые решения принимал либо Сципион, либо кто-то из его друзей. У великого полководца была своя группа соратников, разделявших его идеи. И главной из этих идей была следующая. Рим имеет возможность диктовать свою волю миру. Его воля должна быть гуманной. К примеру, есть государства могучие и агрессивные, такие как Карфаген, Македония, держава Селевкидов. У этих хищников следовало вырвать их когти и клыки. Есть освобождённые от их власти страны, такие как Ливия, греческие полисы, царства Малой Азии. Они должны получить свободу и покровительство Рима. Войны должны прекратиться. А возникающие конфликты между странами будут решаться в Риме и при его посредничестве. Военная мощь Рима становится гарантом соблюдения заключенных договоров. После побед Сципиона эта мечта стала явью. В Рим прибывало огромное количество посольств, и взаимные претензии между пославшими их странами разбирал сенат.
Такая система требовала от властей Рима слишком многого. Во-первых, бескорыстия. Рим не должен был получать явных преференций. Во-вторых, нужно было вникать во все детали и нюансы отношений между разными странами, включая самые мелкие, что означало огромную нагрузку на римских сенаторов и дипломатов. В-третьих, нужно было придерживаться справедливости и выносить решения беспристрастно. Удивительно не то, что такая политическая конструкция в конечном итоге разрушилась, а то, что она сумела продержаться так долго. В середине II в. до н.э. Рим переходит к системе провинций. Отныне завоёванная страна теряет самостоятельность, ею управляет римский наместник, и она платит ежегодную дань. Рим, оставаясь республиканским, во внешней политике превращается в типичную империю.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев