Франция стала второй по счёту страной в мире, которая обзавелась танками. От англичан французы отстали примерно на полгода, но при этом их конструкторская школа оказалась куда более прогрессивной. В конце Первой мировой войны французская армия имела самое большое число танков, причём количество сочеталось с качеством. К этому времени основой французских бронетанковых сил был Renault FT. Этот самый массовый танк своего времени одновременно был и первым серийным лёгким танком, и первым в мире танком с компоновкой, которую впоследствии признали классической.
Какова же история создания Renault FT?
Меньше, да больше
Поначалу французское танкостроение во многом шло по тому же пути, что и английское. После череды всевозможных проектов как колёсных, так и гусеничных боевых машин французы, подобно англичанам, обратили свой взор на трактора фирмы Holt. Разница была в том, что англичане заинтересовались моделью Holt 75, а французы — Holt Baby. Именно его база стала основной для создания первого французского серийного танка Schneider CA.1.
Главный идеолог французского танкостроения довольно плотно общался с Рено. В 1915 году, например, между ними произошла беседа о среднем танке, но тогда фирма Renault оказалась загружена другими заказами. А в июле 1916 года речь пошла о совсем другой машине.
В октябре 1916 года фирма Renault закончила постройку полноразмерного макета нового танка. Получившаяся машина радикально отличалась от всего, что разрабатывалось в тот период. Двигатель оказался в кормовой части Renault 18CV и был отделен от экипажа перегородкой, что стало большим шагом вперёд с точки зрения обеспечения комфорта для танкистов. Механика-водителя инженеры Renault разместили в носовой части, позади него находился командир, он же наводчик и заряжающий. В распоряжении командира имелся пулемёт, установленный во вращающейся башне.
Эстьену, который к тому моменту уже стал генералом, общая концепция лёгкого танка Renault понравилась. Его энтузиазма, впрочем, не разделял генерал Муре. Но это не помешало получить добро на производство 50.
В декабре 1916 года Жоффра на посту главнокомандующего сменил Нивель, имевший более консервативные взгляды на танки. По его мнению, вместо лёгких танков лучше следовало построить 300 артиллерийских тягачей. Так или иначе, 12 декабря Renault получила разрешение на создание одного «гусеничного трактора системы Рено, проект №11» со сроком изготовления в марте 1917 года. Также он назывался просто Char leger, то есть «лёгкий танк». На заводе проект назвали Renault FT.
30 декабря был продемонстрирован улучшенный вариант танка в виде полноразмерного макета. Главным отличием стало изменение конструкции башни, башня стала более просторной и технологичной.
Вокруг танка развернулась яростная дискуссия. Было принято решение об изготовлении от 100 до 200 танков первой серии. Окончательную цифру в 150 танков утвердил министр вооружений Альбер Тома в феврале 1917 года.
Первый опытный образец лёгкого танка, также именовавшегося Char mitrallieur Renault, то есть «пулемётный танк Рено», был готов в конце января 1917 года.
Также в ходе изготовления опытной машины значительно изменилась конструкция корпуса. Связано это было с перекомпоновкой агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ещё одним полезным дополнением стал «хвост».
Полностью оказалась переделана башня. Она стала несколько меньше по размеру, но при этом по конструкции была явно лучше предыдущей. Помимо того, что танк стал первым получившим башню, так он ещё и оказался и первым танком с командирской башенкой. Ещё одним заметным отличием новой башни стала иная конструкция установки пулемёта Hotchkiss Mle.1914.
21World of Tanks24 350 подписчиковПодписаться
Дедушка всех современных танков!
24 января2,5 тыс. дочитывания3,5 мин.3,8 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.2,5 тыс. дочитываний, 65%. Пользователи, дочитавшие до конца.3,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Франция стала второй по счёту страной в мире, которая обзавелась танками. От англичан французы отстали примерно на полгода, но при этом их конструкторская школа оказалась куда более прогрессивной. В конце Первой мировой войны французская армия имела самое большое число танков, причём количество сочеталось с качеством. К этому времени основой французских бронетанковых сил был Renault FT. Этот самый массовый танк своего времени одновременно был и первым серийным лёгким танком, и первым в мире танком с компоновкой, которую впоследствии признали классической.
Какова же история создания Renault FT?
Меньше, да больше
Поначалу французское танкостроение во многом шло по тому же пути, что и английское. После череды всевозможных проектов как колёсных, так и гусеничных боевых машин французы, подобно англичанам, обратили свой взор на трактора фирмы Holt. Разница была в том, что англичане заинтересовались моделью Holt 75, а французы — Holt Baby. Именно его база стала основной для создания первого французского серийного танка Schneider CA.1.
Главный идеолог французского танкостроения довольно плотно общался с Рено. В 1915 году, например, между ними произошла беседа о среднем танке, но тогда фирма Renault оказалась загружена другими заказами. А в июле 1916 года речь пошла о совсем другой машине.
В октябре 1916 года фирма Renault закончила постройку полноразмерного макета нового танка. Получившаяся машина радикально отличалась от всего, что разрабатывалось в тот период. Двигатель оказался в кормовой части Renault 18CV и был отделен от экипажа перегородкой, что стало большим шагом вперёд с точки зрения обеспечения комфорта для танкистов. Механика-водителя инженеры Renault разместили в носовой части, позади него находился командир, он же наводчик и заряжающий. В распоряжении командира имелся пулемёт, установленный во вращающейся башне.
Эстьену, который к тому моменту уже стал генералом, общая концепция лёгкого танка Renault понравилась. Его энтузиазма, впрочем, не разделял генерал Муре. Но это не помешало получить добро на производство 50.
В декабре 1916 года Жоффра на посту главнокомандующего сменил Нивель, имевший более консервативные взгляды на танки. По его мнению, вместо лёгких танков лучше следовало построить 300 артиллерийских тягачей. Так или иначе, 12 декабря Renault получила разрешение на создание одного «гусеничного трактора системы Рено, проект №11» со сроком изготовления в марте 1917 года. Также он назывался просто Char leger, то есть «лёгкий танк». На заводе проект назвали Renault FT.
30 декабря был продемонстрирован улучшенный вариант танка в виде полноразмерного макета. Главным отличием стало изменение конструкции башни, башня стала более просторной и технологичной.
Вокруг танка развернулась яростная дискуссия. Было принято решение об изготовлении от 100 до 200 танков первой серии. Окончательную цифру в 150 танков утвердил министр вооружений Альбер Тома в феврале 1917 года.
Первый опытный образец лёгкого танка, также именовавшегося Char mitrallieur Renault, то есть «пулемётный танк Рено», был готов в конце января 1917 года.
Также в ходе изготовления опытной машины значительно изменилась конструкция корпуса. Связано это было с перекомпоновкой агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ещё одним полезным дополнением стал «хвост».
Полностью оказалась переделана башня. Она стала несколько меньше по размеру, но при этом по конструкции была явно лучше предыдущей. Помимо того, что танк стал первым получившим башню, так он ещё и оказался и первым танком с командирской башенкой. Ещё одним заметным отличием новой башни стала иная конструкция установки пулемёта Hotchkiss Mle.1914.
Первые пробные запуски Renault FT были сделаны ещё в январе. Вполне справедливо опасаясь молниеносной реакции со стороны противников нового танка в случае каких-то проблем, Эстьен и Рено особо не спешили. 22 февраля Луи Рено устроил показательный пробег по заводскому двору, что стало первой демонстрацией новой машины. Затем машину передали в центр «штурмовой артиллерии», который находился в Шамплие. С 14 марта там начались неофициальные испытания, в ходе которых устранялись обнаруженные дефекты.
Момент истины наступил 9 апреля 1917 года. В этот день состоялись официальные испытания, которые также проходили в Шамплие. Стало ясно, что машина удалась. Консультативный комитет не только утвердил постройку 150 машин первой серии, но и принял предложение Эстьена по выпуску сразу 1000 танков.
Впрочем, принятие на вооружение не означало, что конструкция танка полностью лишилась недостатков. При стрельбе башня заполнялась пороховыми газами, требовалось решить проблему с вентиляцией. По этой причине уже в мае башню переделали: на командирской башенке появился воздухоприток, а саму башню немного «нарастили».
Знакомство с новыми французскими танками
По состоянию на 1 июня 1918 года было сдано 664 танка. Полномасштабное массовое производство началось с лета. Если в июне было изготовлено 372 танка, то за июль заводы сдали 601 FT, в августе заказчики приняли 502 танка, а в сентябре — 592.
Впервые в бой эти машины пошли 31 мая 1918 года. Достаточно быстро выяснилось, что лёгкие танки оправдали возложенные на них ожидания. Низкая скорость передвижения компенсировалась относительно небольшой массой (6,5 тонны для пулемётной версии и 6,7 тонны — для пушечной), что позволяло оперативно доставлять их до поля боя на грузовиках. С задачей сопровождения пехоты они успешно справлялись, более того, именно наличие этих танков нередко оказывалось едва ли не единственной возможностью отправить пехоту в атаку.
Уже к середине июля Renault FT становятся самыми массовыми французскими танками. Нередко французские танки поддерживали и боевые действия англичан. Быстрое насыщение своих войск позволило начать поставки Renault FT союзникам, прежде всего — американцам. К 21 сентября им было передано 173 таких танка.
Успехи лёгких танков на полях сражений предопределили следующий заказ. Согласно скорректированным планам, он увеличился до 7800 танков, из которых 3940 должна была выпустить Renault, 1995 — Berliet, 1135 — SOMUA и 730 — Delaunay-Belleville. Впрочем, в таком количестве танки выпущены не были.
По предприятиям картина выглядит следующим образом:
- Renault — 2620 танков;
- SOMUA — 481 танк;
- Delaunay-Belleville — 390 танков;
- Berliet — 1025 танков.
Renault FT справедливо считается лучшим танком Первой мировой войны. Уступая средним и тяжёлым танкам в огневой мощи, он заметно превосходил их в количестве. Небольшая масса и возможность перевозки на грузовиках резко увеличивала тактическую подвижность машины. Наконец, условия работы экипажа были не в пример лучше, чем у других танков Первой мировой войны. Renault FT стал образцом для подражания, а также первым танком, который выпускался вне «родной» страны по лицензии. Его боевая карьера растянулась на несколько десятков лет.
Несколько неожиданным стало то, что под конец войны у этого танка появился новый противник — генерал Эстьен.
Главный идеолог французского танкостроения к тому времени стал считать, что будущее всё-таки за танками среднего класса. В итоге это привело к появлению концепции танка Char B.
В заключение стоит ещё раз вернуться к обозначению Renault FT. Дело в том, что эту машину очень часто называют Renault FT-17. На деле к реальности этот индекс никакого отношения не имеет. С апреля 1918 года танк официально обозначался как Char d’assault 18 HP, то есть «штурмовой танк с 18-сильным двигателем». Откуда же появился индекс FT-17?
Как ни странно, виновна в этом группа авторов, выпустивших в 1935 году справочник Taschenbuch der Tanks. Авторы справочника, который в СССР перевели и издали в 1936 году, — Отто Меркер, Ричард Икс, Отто Хакер и Герхард фон Цецшвиц. Очень часто исследователи используют этот справочник как основной источник информации, и делают они это совершенно зря. Справочник содержит массу неточностей и откровенных приписок.