Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

"Новый Голливуд" и как он сам себя уничтожил.

Магистр Йода со своим наставником.
Магистр Йода со своим наставником.

Пролог.

"Начинается конкурс красоты для моего фильма! Музыку!".
С этой фразы, будто цитаты из Феллиниевского фильма (а может так и есть), начинается "
Последний фильм" Денниса Хоппера. И ты понимаешь, что это размах фильма "Восемь с половиной" только американского режиссера. То есть, когда с первых кадров мы видим какой-то католический праздник, где проносят статую Иисуса, а потом через мгновение под тем же ракурсом через монтажную склейку проносят манекен камеры...

Все становится ясно. Тут же.

Про идею, про фильм, про режиссера... И про кинематограф "Нового Голливуда". Хоппер, конечно делает самоповторы из "Беспечного ездока": солнечные блики, попадающие в камеру, беспорядочный, флешфорвардо-флешбековый монтаж, метафизические образы резко разрушающие реалистичное повествование, но "самоповторы" в данном случае — это стиль, почерк зачинщика свободы, секса, наркотиков и рок-н-ролла в кинематографе. Ведь это все равно, что винить Коппола за один и тот же прием параллельного монтажа в трех концовках "Крестного отца".

Деннис Хоппер на съемках своего "Последнего фильма". 1971.
Деннис Хоппер на съемках своего "Последнего фильма". 1971.

НОВЫЙ/СТАРЫЙ ГОЛЛИВУД.

Но, увы, это не только просто название — "Последний фильм". Для Денниса Хоппера он и правда стал "последним". Недоумевающие итальянцы не могли понять почему его фильм, который получил специальный приз зрителей на Венецианском Кинофестивале, был обласкан зрителями и критиками, не получил должного успеха на родине. На что Хоппер ответил очень просто:

"Они его не поняли".

"Старый Голливуд", который в 60-х продолжал снимать фильмы по проверенной схеме 50-х и раннее годов, не мог понять, почему молодежь толпой ходит на бессюжетное и скучное "Фотоувеличение" Антониони, подражает выскочке Годару и знает наизусть фильмы Трюффо, который из фильма в фильм снимает про одного и того же человека. Но вдруг эта молодежь начинает брать камеры в руки и снимать. Так двое парней наснимали "Беспечного Ездока" и вывели кинематограф на новый уровень, дав ему свободу.
Но у свободы есть последствия. Как говорил персонаж Джека Николсона:

"Те, кто олицетворяют собой свободу, тех начинают бояться".

Голливуд с неохотой, дававший колоссальные деньги для фильмов, невероятно боялся и в тоже время подвергал себя стокгольмским синдромом: как-будто ждал, когда молодой режиссер оступится, чтобы больше не подвергать ту или иную студию риском. А риски были и очень высоки. Пока режиссеры приносили деньги, все было окей, но стоило хотя бы раз оступиться, ты больше не мог взять в руку камеру.

Кому-то удавалось отстоять свое право снять второй фильм, а затем третий и так далее. Так например, новоявленный режиссер — Фрэнсис Форд Коппола, делал все поперек указам студии, которая была против никому неизвестного, плохо играющего Аль Пачино, забытого в 50-х Брандо, и вообще очень мрачного тона фильма, который в итоге выиграл главный Оскар и считается эталонным фильмом "Нового Голливуда".
Джорджу Лукасу говорили, что историю про каких-то джедаев, пришельцев в нелепых костюмах и постоянные космические баталии никто смотреть не будет. Что если и снимать этот популярный жанр, то так, как это было в 60-х. А в итоге это оказалась самая кассовая проект-франшиза за всю историю кино, чей рекорд побили только недавние "Мстители".
Но любой снятый фильм в Голливуде, сколько бы шедевров у тебя не было, мог стать последним.

ПОСЛЕДНИЕ ФИЛЬМЫ...

"Крестный отец" Нового Голливуда - Фрэнсис Форд Коппола с охапкой Оскаров. 1975.
"Крестный отец" Нового Голливуда - Фрэнсис Форд Коппола с охапкой Оскаров. 1975.

На протяжении новой волны в Голливуде случалось то, что случилось с рок-н-роллом в 50-х годах. Герои поколений уходят со сцены по разным причинам. И они, - рок-н-ролльщики, - как никто другие подходят для аналогии. Только если с рок-н-роллом все случается как-будто в одночасье и в одно время: Элвис уходит в Армию, а Литл Ричард в церковь; Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер разбиваются на вертолете, а Эдди Кокрен и Джин Винсент на автомобиле, для Кокрена исход фатальный; Билл Хейли и Карл Перкинс становятся не актуальны, а Чака Берри сажают в тюрьму; Джерри Ли Льюиса вовсе объявляют персоной нон-грата из-за женитьбы на своей троюродной 13-летней племяннице.

Для рок-н-ролльных режиссёров всё происходит в таком же духе, но более растянуто на целое десятилетие.

Питер Фонда на съемках одного из самых красивых фильмов на свете - "Рука на прокат". Другие переводы: "Батрак", "Наемник", "Наемный рабочий". 1970.
Питер Фонда на съемках одного из самых красивых фильмов на свете - "Рука на прокат". Другие переводы: "Батрак", "Наемник", "Наемный рабочий". 1970.

Universal Pictures — была первой компанией, которая просекла, что будущее за молодыми режиссерами и доверилась пяти избранным, но к эксперименту отнеслись с осторожностью, дав только по одному миллиону каждому. Это были: Питер Фонда, работавший над "Беспечным Ездоком" с Хоппером; Джордж Лукас, снявшему на эти деньги "Американские Граффити"; Милош Форман, снявший свой первый американский и успешный "Отрыв"; И Дуглас Трамбул, вскоре канувшему в лету... Повезло из этой пятерки только двум.

Первый фильм и режиссер, которому студии перекроют все двери станет Питер Фонда — коллега Хоппера и брат по перу сценария для "Беспечного ездока". Фильм "Рука на прокат" '71-ого хоть и был благосклонно встречен критиками, коммерческим провалился. Через два года он снимет еще один фильм, деньги будут потрачены из его собственного кармана и опять этот фильм не окупится.
Следующим был сам
Деннис Хоппер. После феноменального успеха "Ездока", "Universal Pictures", дала Хопперу полный карт-бланш и миллион долларов. И если "Руку на прокат" хвалили хотя бы некоторые критики, то "Последний фильм" не понял никто. Эта коммерческая ошибка стоила Хопперу 9 лет запоя и безвестности. Конечно, можно сказать, что "меня просто не поняли", однако студия пошла ва-банк и дала Хопперу полную свободу действия, как это делает сейчас Netflix, но тогда этого представить себе было просто невозможно. Он задержал выход фильма в прокат, тем самым урезав его! Он употреблял наркотики, срывал съемки и постоянно переделывал фильм на монтажном столе, меняя сцены местами. И все это продолжалось 6 месяцев уже на стадии постпродакшена! И вообще изначально фильм был дорогим, ведь он снимался в Перу, на натуре.

В каком-то смысле Хоппер сам сделал все возможное, чтобы этот фильм стал "последним".

Джек Николсон на съемках своего фильма "На Юг!". 1977.
Джек Николсон на съемках своего фильма "На Юг!". 1977.

Боб Рэфелсон после успеха фильма "Пять Легких Пьес" '70-ого, снимает фильм категории "Б" (явно не сознательно) "Садовый король". Имея жилку человека, который не привык оставаться без денег (создатель The Monkees в принципе не сможет обанкротиться), он продолжит снимать сомнительного качества фильмы, параллельно продюсируя хорошие ("Мамочка и Шлюха" '73-ого, "Почтальон всегда звонит дважды" '81-ого).

Джек Николсон, зарекомендовавший себя как выдающегося артиста, захотел снять фильм и студия, подумав, что у гениального актера глаз уже набит, ведь он работал с Хоппером, Хэлом Эшби, Полански, Форманом... Да и его предыдущий, хоть и не озолотившийся, — "Он сказал поехали", — был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь. Было решено дать ему снять фильм "На Юг!" '78-ого, но после гениального "Пролетая над Гнездом Кукушки", люди ждали чего-то большего, чем 101-ого посредственного вестерна. Точно также как, например, ждали чего-то невероятного от Тарантино и фильма "Джеки Браун" после "Криминального Чтива". Окрыленный своим же успехом и недавним Оскаром, Джек Николсон был ими же и прибит к земле и больше уже, как режиссер не взлетит.

Уильям Фридкин после "Французского Связного" казалось будет несокрушимым. Это подтвердил и следующий фильм "Изгоняющий дьявола", но фильм "Колдун" это опроверг. Бюджет, потраченный на съемки в разных уголках земного шара, себя не оправдал.

Роман Полански несмотря на величайшую трагедию в своей жизни, снимал гениальное кино, но сам же себе разрушил карьеру, когда изнасиловал 13-летнюю девочку, напоив ее шампанским и наркотиком. Во избежании тюрьмы он покидает США.

Терренс Малик после феноменального фильма "Пустоши" '73-его, не сознательно издевался над студией во время фильма "Дни Жатвы" '78-ого, где он снимал весь фильм в сумерках сводя съемочный процесс до 2-х, 3-х часов, тем самым раздувая бюджет до 3-х миллионов, когда в итоге фильм собрал только чуть меньше 3-х с половиной. Следующий его фильм будет только в 1998-ом "Тонкая Красная Линия".

Артур Пенн после культового "Бонни и Клайда" снимает ряд удачных картин, но промахивается в фильме "Излучины Миссури", где казалось бы снялись Марлон Брандо и Джек Николсон, но именно эта химия двух великих актеров и уничтожила фильм, раздув бюджет, испортив первоначальный сценарий капризным Марлоном Брандо, который требовал увеличить гонорар (при этом не выучив текст) и Джеком Николсоном, который просил отменить несколько съемочных дней, чтобы устроить ряд фотосессий со своим лучшим другом. Также изменилось время. Публика, которая в 67-ом, замирала от кадров "Бонни и Клайда", зевала над "Излучинами Миссури" 78-ого года.

Мартин Скорсезе на съемках своего фильма "Таксист". 1976.
Мартин Скорсезе на съемках своего фильма "Таксист". 1976.

Мартин Скорсезе, не знавший провала, был поглощен наркотиками и проблемами в семье. И если бы не его друг Роберт Де Ниро, он возможно покончил бы с собой и не снял "Бешенного Быка", принесшего в 80-х обоим огромный успех. Этот фильм негласно знаменуют последним фильмом "Нового Голливуда".

И только Мастодонт, Колосс "Нового Голливуда" и один из Атлантов кинематографа в принципе — Фрэнсис Форд Коппола — смог фильм за фильмом не просто приносить прибыль, но и выигрывать награды за наградой, делать фильмы культовыми. Лишь с фильмом "Апокалипсис Сегодня" '79-ого, который снимался пять лет, были серьезные проблемы, хотя выход фильма в прокат полностью себя оправдал и окупил все, именно этот фильм выжил из могучего Мамонта все силы. Он будет открывать новых звезд в камерных фильмах "Изгои" и "Бойцовая Рыбка", открыв миру: Николаса Кейджа, Тома Круза, Мэтт Диллона, Микки Рурка, Эмилио Эстевеса, Патрика Суэйзи, Дайану Лэйн... Фильмы не будут убыточными, но и не будут кассовыми хитами. Затем он снимет свой первый провалившийся, хоть и обласканный критиками, фильм "Клуб Коттон", после чего он уйдет в продюсирование и сценарное искусство.

Майкл Чимино. "Горе-творец" 1980-ого года.
Майкл Чимино. "Горе-творец" 1980-ого года.

Сэм Пэкинпа — король кровавых вестернов, чья изощренность была почище итальянских "спагетти". В конце 60-х и в начале 70-х он имел огромный успех. Да что говорить! "Бешенные псы" Тарантино — это аналог по духу и атмосфере "Соломенных псов" Пэкинпа. Но вскоре он потерял былую хватку, было множество самоповторов да и возраст с алкоголем брал свое... Сэм Пэкинпа, как в своё время Билл Хейли, стал неактуален.

И наверно человек из-за которого "Новый Голливуд" перестал существовать в том виде, в котором он был создан. Майкл Чимино. Режиссер (так уж вышло) одного великого фильма, как принято считать, "Охотника на Оленей", который получил ряд Оскаров и полный бокс-офис, снимает "Врата Рая" 1980-ого с бюджетом в 44 миллиона долларов, а собирает только три с половиной... Величайшая студия United Artists, основанная Чарли Чаплином, Д. В. Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом, в одночасье становится банкротом, и если бы не ее богатое прошлое и имя, которая она успела заработать, она бы вовсе перестала существовать.
Эра лучшей поры в кино мгновенно заканчивается.

Два друга: Стивен Спилберг и Джордж Лукас.
Два друга: Стивен Спилберг и Джордж Лукас.

ЗВЕЗДНЫЕ СБОРЫ И ЧЕЛЮСТИ БЛОКБАСТЕРОВ: НОВАЯ НАДЕЖДА(?)

Конечно, отголоски успехов, не знавших провалов, все же были до и после фильма "Врата Рая". Тот же Скорсезе, Милош Форман, Роберт Олтман, в любое время державшийся на плаву и, конечно, Вуди Аллен, которому как-будто было все равно, что вокруг происходило и просто делал замечательные фильмы, которые были бы и так замечательными, в независимости от течения, будь то "Новый Голливуд", "Моложавая Азиатская Волна" или "Темный Неосентиментализм"...

Стэнли Кубрик, который держался на плаву очень долго, не смотря на всю наготу и откровенность его фильмов, к тому же спонсором его фильмов были Британские студии, тогда когда Американские были на втором месте. Все же спорно относить Кубрика в чистом виде к "Новому Голливуду", но его фильмы были бы абсолютно другими, если бы время "секса, наркотиков и рок-н-ролла" не изменило кинематограф. Об этом говорят и его ранние работы, сильно отличающиеся от всего, что было после "Космической Одиссеи". Будучи гением он знал и видел, что время меняется. Он не ведал провала, хотя и был в постоянном опале, но, тем не менее, фильм "Сияние" '80-ого сильно подшатнул авторитет великого деспота-перфекциониста.

Вечно мрачный тиран - Стэнли Кубрик.
Вечно мрачный тиран - Стэнли Кубрик.

Был еще Питер Богданович, которого впрочем нельзя отнести к баловням судьбы. Он всегда был на грани, за исключением фильма "Последний киносеанс".

И, конечно, Джордж Лукас, который в отличии от собратьев по цеху, больше любил японское кино, нежели "французскую новую волну" и "итальянский неореализм". И именно он-то со своими "Звездными Войнами" и "Челюстями" Спилберга, и чуть позже "Чужим" Ридли Скотта, продиктует новые правила студиям Голливуда.

Зачем снимать авторское кино, если можно сделать еще более МАССОВОЕ авторское кино? Ведь люди будут неправы, если скажут, что "Челюсти" — это просто попкорновое развлекалово, может и так, но оно имеет сильного автора с явным подчерком, которое присуще только Спилбергу. Фильм, который намного глубже истории про акулу. "Челюсти" — это парафраз пьесы "Враг Народа" Ибсена.
Или "
Звездные Войны" состоящие из цитат и духа фильмов Куросавы и Мидзогути с элементами Немецкого Экспрессионизма.
Получая миллионы, студии хотят миллиарды и благодаря таким фильмам и режиссерам, они их получали.

А ведь сложно сейчас себе представить, что было время, когда "Крестный Отец", "Разговор", "Последний Наряд", "Пролетая над гнездом кукушки", "Полуночный Ковбой" и так далее на момент выхода в прокат, моментально становились "массовыми" фильмами, которые были гениальными авторскими высказываниями и одновременно собирали миллионы, становясь хитами. Тогда как позже и тем более сейчас все очень бинарно: либо массовый "Топ Ган", либо чисто фестивальный "Банши Инишерина" Мартина МакДона, хотя в США все же есть место и тому и другому. Из недавнего: "Джокер", "Аватар 2", "Ирландец", "Всё везде и сразу", "Элвис". Тогда как в России все делится на черное и белое. У нас либо работающее на кассу "Чебурашка", либо работающие на фестивали "Нелюбовь" или "Дылда".

Искрометный Вуди Аллен, с ехидным удивлением смотрящий на то, как мир сходит с ума.
Искрометный Вуди Аллен, с ехидным удивлением смотрящий на то, как мир сходит с ума.

В добавок к доказательствам успеха американских фильмов 70-х, как в зрительном зале, так и на фестивалях, может послужить простая, ничего не доказывающая, но любопытная статистика. В 70-х Золотые Пальмовые Ветви получают следующие американские фильмы:
"
Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш." 1970-ый год.
"
Пугало". 1973-ий год.
"
Разговор" 1974-ый год.
"
Таксист". 1976-ой.
"
Апокалипсис Сегодня" 1979-ый.
В то время, как в 80-х этот же главный приз получают только два фильма: "
Весь этот джаз" 1980-ый и "Пропавший без вести" 1982-ой. А в 60-х и вовсе не было ни одной заработанной ветки. Венецианский фестиваль мы не берем в счет, потому что он переживал не самые лучшие времена тогда, с 1969-ого по 1979-ый премии не присуждались, а в какие-то годы в этом промежутке фестиваль не проводился вовсе. Берлинский кинофестиваль был самым молодым (год основания 1951-ый) и хотя имел престиж, но только набирал особую популярность, какая была у двух других фестивалей.

Эпилог.

Конечно, это утопия. Мир, где "авторское кино" в нашем нынешнем понимании — массовое кино — невозможен. И все-таки блаженны киноманы, ведь у них есть целое (условно говоря) десятилетие такой утопии, где "Крестный Отец" или "Барри Линдон" это сегодняшние "Трансформеры" или "Мстители".

____________________________________________________________
А какие фильмы "Нового Голливуда" смотрели Вы? Какие Вам нравятся и почему? Пишите в комментариях! Подписывайтесь и оставляйте свои авторские лайки и я буду надеяться, что они будут массовыми.

Всем добра и здоровья!