В середине V в. до н. э. Ольвию посетил отец истории – Геродот. Об этом он написал свою четвертую книгу – Мельпомену, в которой рассказал об обычаях варваров, населявших территорию современной Украины и южной России.
Особый интерес античный автор проявил к скифам – воинственным кочевникам, которые устрашали врагов своей дикостью, а договоры скрепляли кровью. В этой статье я расскажу, как братались скифы и из каких изысканных чаш они пили.
Как совершалось братание
Как сообщает Геродот, договор о дружбе или братании совершался в присутствии нескольких свидетелей, которых выбирали из наиболее уважаемых соплеменников.
Процесс братания состоял из нескольких этапов:
1. В большую чашу наливали вино.
2. Участники договора делали себе небольшие надрезы на руках, чтобы пустить кровь. Для этого использовался нож или шило.
3. Чашу наполняли кровью, смешивая ее с вином, после чего омывали в ней оружие: мечи, стрелы и копья.
4. Произносили клятвы и заклинания.
5. Сначала выпивали участники договора – те, кто братается, а вслед за ними – остальные присутствовавшие.
Никаких других сведений об этом ритуале отец истории не оставил. Но в нашем распоряжении есть и другие источники.
Что говорит археология
В первой половине XIX века российские археологи начинают исследовать скифские курганы. В 1830 году недалеко от Керчи на холме Куль-Оба матросы добывали камень для строительных нужд и случайно наткнулись на богатейшую скифскую гробницу. Об этом узнал керченский археолог Поль Дюбрюкс, который организовал охрану кургана и начал его исследовать.
К первым находкам относится вот эта золотая бляшка:
Такие бляшки знатные кочевники нашивали на одежду. На них часто изображались сюжеты из быта или мифологии скифов. На куль-обинской бляхе показана сцена братания двух скифов, которые держат по центру ритуальную чашу - ритон.
Скифские ритоны внешне очень похожи друг на друга. Почти все они выполнены в форме рога. Их делали непосредственно из рога животного, дерева, металла или глины.
Наиболее изысканные ритоны выглядят так:
Не менее интересны ритоны из кургана Гайманова Могила, исследованного в 1969 году экспедицией Института Археологии УССР.
Как и большинство скифских курганов, Гайманова Могила была ограблена самими же скифами еще в древности. Однако исследователям повезло - грабители не заметили тайник, в котором было найдено два знаменитых ритона с золотыми обкладками:
Накладки сделаны из листового золота и являются выдающимися произведениями скифо-эллинкской торевтики. Особый интерес представляет небольшой серебряный ритон, наконечник которого выполнен в виде головы барана, который в скифском зверином стиле чаще всего изображался как жертвенное животное, символизирующее мировое благополучие.
Заключение
Обряд побратимства у скифов привлекает внимание исследователей уже более 100 лет, но до сих ученые спорят о его значении. С одной стороны такие обряды могут свидетельствовать о прочности внутриобщинных связей у скифов, с другой - говорить об их распаде. А. И. Мелюкава справедливо считает, что побратимство было распространено только в среде скифов-воинов, потому что они больше остальных подвергались опасности и нуждались во взаимной поддержке на поле боя.