Так и непонятно, отчего некоторые отличные модели выпускаются в одном экземпляре и идут на свалку, а некоторые - тиражируются сотнями и живут неприлично долго... Например летающая лодка Сандерлэнд (разработчик Short) была построена в 750 экземплярах (примерно) и начала летать в 1937-м.... Последние полеты замечены в 1970-м...
Причем при разработке и внедрении выдержала конкурс с прославленными фирмами, которые имели в портфолио уже не одну летающую лодку... Тем не менее Британия к началу войны уже имела в строю этот, ставший легендарным, самолет. Кстати, разрабатывался он на основе гражданского пассажирского гидроплана. Однако, его довольно оперативно приспособили для военной службы, хотя способность перевозить десятки пассажиров очень пригодилась во второй мировой. Известны случаи, когда Сандерлэнды брали на борт почти роту пассажиров (с затопленных кораблей), и успешно взлетали с морской поверхности, причем взлетная "полоса" достигала 8 км...
При эвакуации англичан с Крита половина всего экспедиционного корпуса была эвакуирована именно Сандерлэндами (перевозили за раз по 80 солдат плюс 10 членов экипажа).
Не менее известны подвиги этих лодок по обнаружению и уничтожению немецких и итальянских подводных лодок. На все модификации Сандерлэндов ставились различные радары - с помощью которых с расстояния до 60 км и более обнаруживались вражеские субмарины. Немцы, правда, захватили как то раз радар с британского самолета, и, весьма быстро создали антирадар для подводных лодок. Но, англичане еще быстрее создали новый радар,и борьба технологий продолжилась...
NB!: Немецкие летчики прозвали вторую модификацию Сандерлэнда - "летающий дикообраз" - из-за обилия характерных радарных антенн...
Безусловно,это была самая популярная многоцелевая британская летающая лодка тех времен.
После войны продолжила службу, и, не только в ВВС. Многие страны использовали ее как почтово-пассажирский самолет еще десятилетия после списания из британских воздушных сил...
Технические характеристики(основные):
Тип двигателя четыре Pratt Whitney R-1830-90B Twin Wasp
Мощность, л.с. 4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч 343
Крейсерская скорость , км/ч 325
Практическая дальность, км 4320
Практический потолок, м 5450
Экипаж, чел 10-12
Вооружение (в поздних модификациях) : восемь носовых 7,7-мм пулеметов, четыре таких же пулеметов, установленные в хвостовой турели, еще два в надфюзеляжных турелях плюс дополнительно устанавливались еще два-четыре 12.7-мм пулемета
бомбовая нагрузка - 900 кг
О спутниковой мобильной связи читайте тут.
Всем успехов и удачи!