Севернее по берегу Татарского пролива многоярусный Холмск продолжает узкая цепочка посёлков, зажатых между морем и сопками: Симаково, Яблочное (Рандомари), Садовники. В Яблочном примечательна пожалуй самая монументальная сталинка Сахалина - бывшее СахНИРО (1952-54). Прежде из этого здания курировалось вся рыбная отрасль Сахалина:
Разрухи в этих посёлках в принципе много:
Но вместе с тем здесь - своеобразная Сахалинская Ривьера (само собой, это стёбный термин). Восточный берег Татарского пролива омывается тёплым течением, и потому летом вода здесь прогревается достаточно, чтобы можно было купаться. Конечно, по меркам нашего европейского Юга или даже соседнего Приморья здесь холодновато. Но если вдруг, как в Прибалтике, редкий солнечный день выпадает на выходные, многие едут сюда. Даже в хмурый туманный день с поезда прекрасно видны широченные песчаные пляжи, на которых тут и там стоят палатки...
Хотя в целом путь Холмск - Чехов неожиданно уныл, и мне было интереснее рассматривать сам японский дизель-поезда Д2, чем пейзажи за его окнами. Самое примечательное место по пути - японский маяк Слепиковского (1934, 27м) на морском берегу за заброшенным аэродромом Хабомаи, но как раз тут железная дорога уходит от берега, и с поезда маяка не видать.
Вот и Чехов впереди показался - маленький городок, формально даже село (3,1 тыс. жителей) у двух спускающихся к морю распадков:
Над устьем Чеховки - пара живописно изогнутых мостов:
А берег весь усеян рыбаками - в середине августа мужики и бабы от мала до велика ловили чавычу, ценную красную рыбу, путина которой как раз подходила к концу:
А чем ещё людям здесь заниматься?
Феномен Сахалина - многочисленные "бывшие города". Как ни странно, в постсоветской России при всём упадке и депопуляции получили этот статус гораздо больше городов, чем потеряли. Крупнейший в отечественной истории "городомор" выпал, наоборот, на времена безудержного роста: в 1924-26 годах большевики понизили до сёл десятки мелких городов, по факту переставших быть таковыми давным-давно. В 1990-2000-х исчезли или стали сёлами множество посёлков городского типа, а вот именно городов "разжаловали" в ПГТ всего 6 - один на Камчатке (Ключи), остальные - на Сахалине.
Собственно, до распада СССР Сахалинская область выделялась необычайной для Дальнего Востока концентрацией городов - было их тут 19 (1 на Курилах), больше, чем в Приморье, да и в любом другом регионе восточнее Енисея, кроме Иркутской области. Само собой, это японское наследство: хотя губернаторство Карафуто по населению в полтора раза уступало той же территории при Советах и немногим - ей сейчас, оно было гораздо менее централизованным. Тоёхара уступала нынешнему Южно-Сахалинску в 6-8 раз, Отомари и Маока были меньше Корсакова и Холмска в полтора раза, города типа Поронайска или Невельска - меньше, чем при Советах, но чуть больше, чем сейчас, а в основном японские населённые пункты сахалинской глубинки были крупнее советских.
Так и возникла густая даже по меркам Европейской части России сеть мелких (до 10 тыс. жителей) городков, в постсоветское время измельчавших окончательно. В 1993 году в село превратился Лесогорск (Наёси), иначе имевший все шансы стать самым маленьким городом России. В 2004 разом потеряли в статусе Горнозаводск (Найхоро), Красногорск (Тиннай) и Чехов (Нода), а в 2016-м к ним присоединился Шахтёрск (Торо). Последний стал хотя бы не селом, а ПГТ, но дата смотрится зловеще - можно предположить, что разжалование на Сахалине не последнее.
Само же селение Нода в устьях двух речек возникло в 1905 году, почти сразу после подчинения Южного Сахалина Японией, а всерьёз пошло в рост в 1922 году, когда здесь, вклинившись во владения бумажного магната Окавы Хэйдзабуро, возник очередной целлюлозно-бумажный комбинат компании "Одзи". При Советах рабочий городок по разнорядке переименовали в честь Чехова. Тогда город получил ещё пару небольших предприятий - судоремонтный завод и пищекомбинат, выпускавший сладости. В 1990-х, начиная с ЦБК, все они умерли.
Так что по факту ПГТ Чехов превратился в рыбацкую деревню, где даже изгороди делают из прохудившихся сетей:
Чехов выглядит именно так, как и представляешь себе потерявший промышленность город - серо и жутко.
Поезд, между тем, приходит на вокзал. Станция Чехов-Сахалинский лежит как раз меж двух речек:
И примечательна обилием японских вагонов, багажных (на кадре выше) и пассажирских с дверью лишь на одном конце. Теперь такие ходят лишь в рабочих поездах, а в пассажирских им на смену ещё в конце 1990-х пришли обыкновенные российские вагоны из Твери, лишь с зауженными под колею 1067мм тележками.
Станция здесь появилась в 1918-20 годах как северная конечная Западной железной дороги Карафуто, начинавшейся в Невельске (Хонто). Советский вокзальчик в синем сайдинге - основной транспортный узел: здесь 1-2 раза в день ходят пригородные поезда Томари - Холмск, 1 раз - дальний поезд Южно-Сахалинск - Холмск, а с автобусной остановки опять же до Холмска каждый час отправляют маршрутки.
Рядом - конечно же, памятник Чехову (1975), хотя на Сахалине есть десяток мест, которым носить имя писателя было бы уместнее:
Вторая в Чехове речка Рудановского, выше по распадку которой виднеется труба мёртвого ЦБК (не в кадре):
А на том берегу - бывший ДК Бумажников:
Дом за ним судя по всему начинают реновировать, так что может и Чехов скоро не будет смотреть так тоскливо. Пока же единственным ярким пятном в сером полуразрушенном посёлке выглядел памятник Победы. Да и тот предельно бюджетный - табличка, валун и пара плакатов:
Едем дальше мимо, пожалуй, самого живописного из множества мёртвых судов у берегов Сахалина:
Это Байково (Кураси), ещё одна бывше-промышленное предместье, и над морем как разрушенный замок посрамлённого дайме стоит его заброшенная верфь:
-Вон там тоннель видишь? Однажды поездом тут еду, а у будки перед тоннелем кадр! Стоит сторож, с ружьём своим - и в трусах! Видать, искупаться отошёл и малость время попутал!
Барачного вида дома на берегу отличаются необычной обшивкой - не чудом ли уцелевшие это японские "бумажные фанзы"?