Война двигатель прогресса. Многие не согласятся с этим утверждением. Но по факту, многие из полезных изобретений, которыми мы сегодня пользуемся, когда-то были созданы в военных целях. Безусловно автомобили, не стали исключением.
GPS навигация
Навигация серьезно облегчает нам жизнь. Системой пользуются миллионы людей ежедневно, а некоторые отрасли экономики и вовсе не могут функционировать без нее. Но как известно, спутники GPS были выведены на орбиту военными совсем для других целей. Координация войск, снабжения, точечные бомбовые удары и т.д. Вот для чего была создана система GPS.
Но к счастью, GPS позиционировалась как система двойного назначения и с середины 80-х все больше гражданских компаний получили к ней доступ. А Мазда в 1990 году, выпустила Eunos Cosmo - первый серийный автомобиль со встроенной GPS навигацией.
Антиблокировочная система тормозов
Впервые антиблокировочная система тормозов была разработана в 1929 году, французским инженером Габриелем Вуазеном. В то время многие военные самолеты, в особенности без носовой стойки шасси, испытывали серьезные проблемы при посадке, а порой и вовсе переворачивались. Вуазен разработал и впервые применил механическую АБС, которая сохраняла устойчивость самолета при торможении. Для автомобилей подобная система была запатентована в 1936 году компании Bosh.
Но в те времена реализовать ее не удавалась. В середине 50-х в США и в Европе велись опытные разработки систем АБС, но из-за отсутствия цифровой электроники, сделать надежную и безопасную антиблокировочную систему не получалось. Пока в 1970 году этого не удалось компании Мерседес.
Турбонаддув
Впервые общий принцип системы турбонаддува был запатентован еще в 1905 году. Но только спустя 10 лет, французский инженер Огюст Рато установил прототип турбонагнетателя на истребители с двигателями Рено. Три года спустя американский инженер Сэнфорд Мосс, проделал то же самое с авиационным мотором Liberty от General Electric.
Первоначально турбонагнетатели в авиации применялись вовсе не для увеличения мощности, а для поддержания требуемого давления воздуха на большой высоте. Со временем достоинства турбокомпрессора оценили и автомобильные инженеры. В 1962 году появился первый серийный автомобиль с турбонаддувом - Oldsmobile Jetfire.
Радар
Активное развитие радиолокационных систем началось с конца 20-х годов. Применение РЛС открывало большие перспективы использования во флоте и авиации. Еще бы, обнаружить визуально невидимый объект за многие километры, дорогого стоит.
Во время Второй мировой войны, радары активно развивались, а после ее окончания получили применение и в автомобильном транспорте. Так в 1948 году, водители из штатов Нью-Йорк и Коннектикут, начали получать первые штрафы за превышения скорости. Все они были выявлены с помощью полицейских радаров.
Сегодня радарные станции установлены во многих автомобилях. Они служат неотъемлемой частью автопилота и активных систем безопасности.
Управление по проводам
Сложные и тяжелые механические системы управления, это то от чего автомобильные инженеры хотели давно избавиться. Но только в конце 80-х начали появляться первые ходовые прототипы машин, в которых рулевое управление или тормозная система не имели механических связей с органами управления. В серию такие системы пошли и вовсе совсем недавно. К примеру электрогидравлические тормоза на Toyota Estima Hybrid в 2001 году или рулевое управление в Infiniti Q50 2013 года.
Как бы то ни было, в авиации «управление по проводам» появилось еще в 30-х годах. И отличились тут советские инженеры КБ Туполева, создав самолет АНТ-20. Впервые в мире в таком большом самолете была реализована электродистанционная система управления.
Что до повсеместного использования подобных технологий в автомобилях, дело со скрипом, но идет. Не в последнюю очередь благодаря развитию электромобилей.
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком 👍 , а также подписывайтесь на канал. Спасибо)
Читайте также:
«Автомобили века»: 4 из Европы 🇪🇺, 1 из США 🇺🇸 и 0 из Японии 🇯🇵