Найти тему
Chungurova Tatiana

Вспышка света, луч прожектора выхватывает Фредди Меркьюри, одетого в белое...

Оглавление
Фредди Меркьюри  фото Jon van Woerden
Фредди Меркьюри фото Jon van Woerden
  • Давайте продолжим наше путешествие во времени и попытаемся силой воображения вновь оживить его. Сегодня мы снова вернемся в февраль 1975 года. Я обещала перевести несколько рецензий на одно и то же выступление. Помните? Одна откровенно хвалебная, другая без восторга взахлеб. Но как же интересен этот взгляд с разных ракурсов и под разными углами на одно и то же! Благодаря этому и возникает эффект присутствия. Немного воображения - и мы оказываемся прямо в зале!

Первая статья - это обзор выступления Queen в Бостоне в театре the Orpheum 15 февраля 1975. Взгляд достаточно критический.

-2

Эти паршивцы Королевки в Бостоне – рок-н-рол по-королевски

Нил Витайл

Зазвучали первые неровные аккорды гитарного вступление «Procession», открывающего «белую» сторону Queen II, заклубился туман на сцене, погруженной в мрак, невидимый певец запел «Here I stand… look around, around, around, but you won’t see me…» (вот я стою оглянись вокруг… ты меня не увидишь).

Вспышка света, луч прожектора выхватывает Фредди Меркьюри, одетого в белое. Он стоит сбоку на сцене и поет «Now I'm here», а через секунду он появляется с другой стороны - «now I’m here».

«I’m just a…» Я всего лишь…

Вспышки света взрываются на сцене, четверо «паршивцев Королевок» (1) безумствуют до конца «Now I’m here», появившейся на их третьем, и самом свежем альбоме Sheer Heart Attack. Одетые с ног до головы с черное/белое, при всех регалиях, Фредди Меркьюри, долговязый гитарист Брайан Мей, похожий на Рода Стюарта, бас-гитарист Джон Дикон и блондинистый ударник-крикун Роджер Тейлор (урожденный Роджер Меддоуз-Тейлор) все вместе они и есть Queen, одна из полдюжины лучших групп 1975 года.

Три диска Queen – это хронологически Queen, Queen II и Sheer Heart Attack с одним промо между вторым и третьим дисками – справились каждый со свей целью. В дебютном альбоме группа предстала перед нами как многогранная и мощная сила, с которой придется считаться. Она сумела ослепить слушателей чисто сыгранной энергичной многослойностью “Liar”, за которой следовала «Night Comes Down», сопровождаемая хрупким гитарным соло, и далее смесь мелодичного металла с утробным вокалом, и сверкающими гармониями с накладывающимися друг на друга гитарными проигрышами. Queen II, на первый взгляд, это сконцентрированная и малодоступная концептуальная попытка, которая открывается только со временем и обнаруживает несколько великолепных работ. Черно-белый символизм Queen II не совсем успешен, но фантастический флер таких номеров, как «Ogre Battle» затмевает многие недостатки этого проекта, который, может быть, понадобился группе только для того, чтобы сделать наконец то, что давно хотелось.

Sheer Heart Attack, выпушенный прямо перед Днем Благодарения в прошлом году, только подтверждает удивительную многогранность Queen, но также оставляет пространство для развития тем с предыдущих дисков. Итоговый эффект от него – это очень последовательный альбом, демонстрирующий, насколько Queen хороши в контексте современного рока. Группа сейчас предстваляет еще более широкий спектр талантов - Тейлор привнес мощный «Tenement Funster», Дикон добавил «Misfire», Мей - «She Makes Me (storm-trooper in stillettoes)», вероятно самый сильный номер в альбоме, «Killer Queen» Меркьюри – хит сингл, и вся группа гордится авторством неистовой «Stone Cold Crazy».

Но как ни странно, одни из сильных сторон группы, а именно - динамичные проигрыши посередине и между песнями и наложение тяжелых, дерзких номеров на легкие, относительно хрупкие поп-мелодии, - и есть, в их отсутствие, одна из главных жалоб, которую можно предъявить живым представлениям Queen. Может быть это из-за того, что их выступление на прошлой неделе в субботу в the Orpheum было их первым появлением в Бостоне (не считая раннего на поддержке у Mott the Hoople, когда оказалось, что Брайан подхватил гепатит), но одним из неприятных ощущений, которое не позволило отнести это в высшей степени приятное выступление к категории великих, было чувство, что Queen просто чересчур стараются.

Большинство разнообразных номеров отсутствовали, они были заменены постоянным грохотом, до предела оглушительным и одномерным. Умножьте это на некое жеманство Фредди – от его экспромтов, которые всегда одни и те же от первого и до последнего концерта, до его довольно-таки надменной и поднадоевшей манеры себя держать (поведение человека, слушатели которого находятся у него на ладони, он им говорит об этом, а потом не знает, что с этим поделать) – такой пример музыкального перебора, многократного взвинчивания аудитории, остающиеся без ответа. В некотором роде пресыщенная бостонская публика не сказать, чтобы не аплодировала, но и не неслась к сцене, чтобы прикоснуться к атласным штанам Меркьюри.

И правда, такой фокус, энергетически изолированный, только с песнями (в особенности с Queen II) как White Queen, выбивающейся из общего ряда, сослужило Queen плохую службу. Они гораздо более талантливая, разноплановая и потрясающая группа, чем было показано в the Orpheum. Даже точность исполнения не смогла компенсировать изъятие таких заряженных энергией номеров, как The Flick Of The Wrist и Now I'm Here из тематического и музыкального единства их презентации на Sheer Heart Attack. Это разбавило великолепие целостности восприятия.

И все же, такие жалобы фактически всего лишь софизмы, учитывая то, насколько музыкальные стандарты Queen выше современных музыкальных – и бостоновский вызов на бис это напоминание о том, на что они способны. Исчезнув во тьме и дыме, озаряемые вспышками ракет под звуки величественного In The Lap Of The God… revisited, Queen вернулись моментом позже, только чтобы исполнить мощный, рельефный, по-мужски властный вариант Big Spender, соскользнувший в Modren Times Rock'n'Roll, а затем окончательно сразить всех элвисовским Jailhouse Rock.

Как говорят рекламные слоганы Electra – это рок в королевских традициях (rock in the royal tradition игра слов). Да, наверное, есть немного королевской претенциозности и самовозвышения, но рок-н-рол превозмогает такое угрожающее цареубийство. Поэтому, как говорится – да здравствует Королева.

  • 1 Это цитата Меркьюри. Так он представлял группу со сцены во время американского тура. “The nasty Queenies are back! What do you think of that!?” Mercury announces on Disc Two following the show opening “Now I’m Here,” the first of many Sheer Heart Attack songs to be introduced to the set.

А вот другая статья о том же выступлении для сравнения. О Queen совсем немного. Но тем интереснее ловить эти отблески былого. Сначала мутная и незнакомая картина как бы всплывает из прошлого и становится такой знакомой, что, кажется, все это разворачивалось перед глазами.

На необычные обороты речи не обращаем внимание - видимо, журналисты соревновались друг с другом, кто придумает более яркое и дерзкое сравнение.

-3

Рецензия из Boston Globe

Ревю 15 февраля 1975 года в Бостоне

Королева царит на сцене Orpheum

Уильям Говард

Globe Staff

C самого начала это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Lynyrd Skynyrd и Queen, две самые нашумевшие рок- группы, разделили сцену театра Orpheum в субботу вечером. Но когда местная часть тандема не появилась в назначенное время, то разочарования было больше, чем удивления.

В конце концов, тяжело было бы найти две хэви-метал группы с более различными образами. Обе группы пользуются усилителями и обе играют тщательно отполированный рок-н-рол. Но на этом сходство и заканчивается. Skynyrd, открытые Элом Купером, это буги-группа из Флориды, в ней три гитариста и явный уклон в дикси. Никаких оборочек, никаких стрижек (что это вообще такое?), все джинсы, да рабочая одежда, да ковбойские ботинки…

Skynyrd - это воплощение южного панка 70-х и, вероятно, успешнее всех развивается. Накануне двух золотых альбомов и успешного сингла бостонская премьера группы ожидалась с нетерпением.

Queen, с другой стороны, еще одна британская группа, из тех, что, казалось бы, неиссякаемым потоком гламурного глиттера льются на нас. Но в отличие от других у них есть талантище.

Когда было объявлено о втором шоу за день, Skynyrd очевидно отклонили приглашение, чтобы не выступать на вторых ролях дважды за один вечер. Две группы ездили с туром в Германию в конце прошлого года, и поверьте мне на слово, американские парни не выдержали соперничества со своими царственными товарищами.

Даже не смотря на то, что они должны были открыть раннее представление, Skynyrd «откосили» из-за непредвиденных обстоятельств. Поэтому, я думаю, нам надо будет подождать более сопоставимую по масштабу группу, чтобы увидеть Skynyrd в действии.

Но в любом случае, ничего не было потеряно. Queen взяли штурмом свою родную Англию 18 месяцев назад благодаря своему тонко отточенному электро-блеску, великолепному альбому и самому красочному и театрализованному выступлением со времен Stones. Они моментально стали героями. Их выбрали группой поддержки для Mott the Hoople на время из недельного выступления в театре Uris на Бродвее. Но продолжение американского тура провалилось, когда Брайану Мея, гитаристу, диагностировали гепатит за неделю до появления в Бостоне.

Сейчас они вернулись с двумя успешными альбомами в послужном списке (среди них Sheer Heart Attack, который можно считать большим порывом). Сияющие стразами, Queen доказали в субботу вечером, что они чего-то стоят и вне звукозаписывающей студии.

Заслуживает внимания умение мистера Мея создавать отличающийся изысканностью электронный звук, расширяющий музыкальные границы, без использования синтезаторов. Его тщательно контролируемые эффекты эха служат идеальным фоном для преувеличенно патетического вокала Фредди Меркьюри. Втиснутый в обтягивающий фигуру белый атласный костюм, с ногтями, накрашенными черным лаком, блистая самой зубастой улыбкой, которую вы когда-либо видели, Меркьюри самый что ни на есть центр внимания во время сценического действа Queen. Гарцующий по сцене грациозно, но с намеком на испорченность, он великолепно владеет своей аудиторией. И этой аудиторией нравится каждая минута шоу.

В последнюю минуту отсутствующих Lynyrd Skynyrd заменили канадской группой Mahogany Rush. Поддержка Aerosmith в прошлом декабре в Music Hall, группа жиденько играет в стиле Джимми Хендрикса на громкости, которая превосходит болевой порог любого нормального человека, и может привлечь только ребятишек, которые никогда не слышали, как сам Маэстро играл при жизни. Из множества музыкантов, которые пытаются имитировать памятный стиль игры Хендрикса, преуспел только Робин Троуэр. Кто-то же должен сказать Mahagony Rush, что вот уже лет пять, как проблесковые огни на сцене вышли из моды. А если мне придется выслушать еще одного гитариста, играющего национальный гимн зубами…

#queen #freddie mercury #rock classics #queen 1975 #queen американский тур