Работа пилота в сознании обычного человека - это небо, полёты и романтика. Однако в реальности это опасный и тяжёлый труд. Который очень неплохо оплачивается.
Сегодня “Умный журнал” посмотрит на просторы бывшего СССР и постарается узнать - что же пришло на смену советской романтике и презрению к деньгам? Как чувствуют себя труженики неба в России, Казахстане, Украине и других странах? И где труд лётчиков оплачивается лучше всего?
Почему российские лётчики бегут в Китай
История российской авиации последних лет крутится вокруг оттока ведущих пилотов за границу. Именно с этим связывают недавние новости: ведущая авиакомпания РФ “Аэрофлот” подняла своему лётному составу зарплату на 38%. Для командиров воздушных судов (КВС) максимальная зарплата увеличилась с 470 000 рублей в месяц до 650 000 рублей в месяц, сообщал Anews. Также авиакомпания предлагает единоразовые выплаты в размере 650 000 для КВС и 350 000 для вторых пилотов тем, кто вернулся после увольнения - при условии, что отработал вне компании не менее трёх лет.
Впрочем, лётчики довольно скептически относятся к подобной мере. Обозначенный размер зарплаты включает в себя все надбавки и премии в течение года и может быть достигнут только при достижении предельного показателя лётных часов - 90 в месяц. Реальная же зарплата, как правило, значительно меньше.
Но летчики бегут за границу не только из-за денег. В 2015 году развалилась крупнейшая частная российская авиакомпания - “Трансаэро”. Оставшись без работы дома, специалисты были вынуждены искать варианты за границей - тут-то и подвернулся быстро растущий китайский рынок авиаперевозок. Вскоре об этой возможности узнали другие: к августу 2017 года за границу уехали 700 из приблизительно 3 500 российских КВС, подсчитала “Русская служба BBC”.
Один из таких лётчиков, работающий в Китае Игорь Сулим, рассказывает:
“Сравнивать обеспечение полетов в Китае и России, думаю, нет смысла. По сравнению с нами они в космосе!.. Если честно, в последнее время я всё больше сомневаюсь, что мы сможем их догнать.
Разницу видно во всём: в состоянии самолетов, в отношении к персоналу, в вопросах безопасности, организации труда и отдыха летного состава… Если у нас такой лозунг, как “Наш приоритет — ваша безопасность” только декларируется, у них он имеет статус закона.
Простой пример: если у вас время отдыха на 10 минут меньше нормативного, то следующий полёт в обязательном порядке отменяется. Иначе компания может быть оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов. В России всё обстоит иначе. В большинстве случаев тебя просят проявить лояльность, взять ответственность на себя, пойти на нарушение с целью обеспечения выполнения рейса. Кто-то соглашается, кто-то отказывается, но это встречается повсеместно”.
По слухам, российские власти пытались ограничить отток лётчиков административными методами. Например, они отказывались, ссылаясь на секретность, подтверждать лицензии, или пытались договориться с китайцами не рассматривать российские кандидатуры. Но, похоже, сейчас уже речь идёт только о повышении зарплат.
Кроме “Аэрофлота”, другие перевозчики не слишком стремятся раскрывать свои цифры. Тем не менее, известно, что авиакомпания “Победа” подняла предельную зарплату для своих КВС до 600 000 рублей в месяц, а для вторых пилотов - до 240 000 рублей. Один из пилотов частной авиакомпании незадолго до заявления “Аэрофлота” рассказывал, что за 80 часов налёта получал на руки порядка 200 000 рублей. Молодым выпускникам же приходится устраиваться на куда более скромные условия - пилотами самолётов малой авиации. Они выполняют мелкие грузовые и пассажирские перевозки, спасательные, сельскохозяйственные, пожарные и другие работы. Их зарплата редко превышает 60 000 рублей. Правда, из-за последних событий отрасль, возможно, ожидает средний рост доходов в районе тех же 38%.
Белоруссия, Украина и Казахстан. Монополии и разруха
Что касается других стран бывшего СССР, то здесь проблем ещё больше. Даже в традиционно благополучной Прибалтике за последнее десятилетие неоднократно банкротились ведущие авиакомпании: в 2009 году прекратила существование литовская FlyLal, а в 2015-м - эстонская Estonian Air.
Крупные авиакомпании в странах СНГ - это, как правило, монополисты, почти полностью контролирующие, как минимум, рынок регулярных пассажирских рейсов.
В Белоруссии такой компанией является “Белавиа”. В прошлом году командир авиационного отряда компании Олег Салтовский рассказывал, что КВС зарабатывают до 5 000 долларов в месяц (около 280 000 рублей), вторые пилоты - вдвое меньше.
С информацией о зарплате в главном авиаперевозчике Казахстана Air Astana в 2016 году вышла почти детективная история. Сначала глава комитета гражданской авиации Казахстана Бекен Сейдахметов сказал, что КВС компании зарабатывают около 10 000 долларов в месяц (560 000 рублей), а вторые пилоты - 6950 долларов или 388 000 рублей.
После этого пилоты Air Astana написали открытое письмо, где говорили, что после разглашения размера зарплат опасаются за себя и свои семьи. Кроме того, они утверждали, что цифры “завышены, как минимум, в 3-4 раза”. Сейдахметов, в свою очередь, отметил, что никаких конкретных цифр не называл, а просто сказал, что зарплата хорошая.
По другой информации, средний доход пилота в Казахстане - около 990 000 тенге или 175 000 рублей в месяц.
Что касается Украины, то здесь также называются разные цифры. Где-то говорится о 67 000 гривен в месяц (около 139 000 рублей), где-то - о 3 500 - 5 000 долларов (196 000 - 280 000 рублей). Главная авиакомпания страны “Международные Авиалинии Украины” зарплаты не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну.
Но зарплата - не главная проблема авиаиндустрии Украины. В стране в принципе крайне сложно устроиться по специальности.
Один из бывших студентов Национального авиационного университета в Киеве рассказывает:
“У нас в Украине, как правило, учатся за свой счёт — это, в общем, может обойтись от 30 до 40 тысяч долларов. Такого нет ни в России, ни в Казахстане. Нам никто не покрывает затраты. Я отучился тут, и что? Работы для меня нет!”
Многим, получившим профильное образование, приходится в итоге устраиваться в иностранные компании стюардессами и стюардами. Подобные наборы среди украинцев ежегодно проводит, например, авиакомпания из Катара Qatar Airways, обещая зарплату около 1 000 долларов или 56 000 рублей.
А что за границей? США, Германия и Китай
Если говорить о лидерах мирового рынка, то здесь нельзя не вернуться к китайцам. Индустрия Поднебесной растёт колоссальными темпами - в 2016 году местными авиалиниями воспользовалось порядка 488 миллионов человек. Бурное развитие и большая потребность в квалифицированных кадрах не могут не провоцировать роста заработной платы. Так, крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам от 26 000 до 29 000 долларов в месяц (от 1 450 000 рублей до 1 610 000 рублей).
Еще одна авиакомпания Поднебесной Chengdu Airlines предлагает 25 000 долларов в месяц, причём берёт на себя налоги. Кроме того, ведущим пилотам гарантируется бонус в размере 36 000 долларов (около 2 миллионов рублей) при выполнении трехлётнего контракта. При этом норма лётных часов в месяц составляет всего 50, а не стандартные 80-100.
Но лидерство в зарплатах пилотов всё-таки продолжают удерживать западные страны. Самым щедрым в мире работодателем является крупнейшая европейская авиакомпания - немецкая Lufthansa. Опытный и заслуженный КВС может зарабатывать в ней те же 36 000 долларов, что и в Китае, но не в качестве бонуса, а в месяц.
Следом идут ведущие фирмы из США. Авиакомпания United Airlines устанавливает максимальное вознаграждение в 33 000 долларов или 1 845 000 рублей в месяц. Совсем немного отстаёт перевозчик под брендом Delta Air Lines. Они платят 32 000 долларов в месяц.
А вот у ещё одного известнейшего участника рынка - французской фирмы Air France - дела идут не так хорошо. В 2016 году авиакомпании пришлось сократить расходы, и теперь она не может предложить своим пилотам больше “жалких” 26 000 долларов в месяц.