Найти тему
Справочник кинопижона

Лино Вентура: 10 образов иконы французского кино

Оглавление

В конце 50-х - начале 60-х главным символом французского кино, да и вообще самой крупной неголливудской звездой среди мужчин в мире был Жан Габен, чье плотное телосложение и невыразимо грустные глаза создавали вокруг его ролей почти магический ореол. В 60-е на место французского актера №1 претендовали Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, но они представляли собой новое поколение, имели принципиально иной типаж и на роль преемника Габена никак не годились. Поэтому его "преемником" во французском кино стал бывший греко-римский борец родом из Италии Лино Вентура. Этот коренастый шкаф с умудренными глазами не подходил на роли молодых и наглых, которые исполняли Бельмондо и Делон, но когда в кадре требовался повидавший многое на своем веку грабитель или полицейский, никого равного Вентуре не было.

10 отличных фильмов, которые были бы хуже, не снимись в них Вентура

Не тронь добычу (Touchez pas au grisbi), 1954, режиссер - Жак Беккер

Символично, что дебютировал Вентура в роли бандита в одном из лучших французских нуаров, главную роль в котором исполнил Жан Габен. Кстати, следующий фильм актера "Облава на блатных" тоже был нуаром и тоже совместной работой с Габеном.

Лифт на эшафот (Ascenseur pour l'échafaud), 1957, режиссер - Луи Маль

-2

В ключевом фильме французской новой волны, который одновременно представляет собой один из лучших нуаров о (не)идеальном убийстве, Вентура исполняет другой образ, который в будущем повторит на экране еще не однократно, - сурового и въедливого комиссара полиции.

Раскаленный асфальт (Classe tous risques), 1960, режиссер - Клод Соте

-3

Еще один первоклассный нуар по-французски. Примечателен тем, что в главной роли в качестве состоявшегося актера снялся Вентура, а компанию ему составил молодой и не успевший еще раскрутиться Жан-Поль Бельмондо. Вентура исполняет роль матерого гангстера, которого полиция и подельники обложили со всех сторон, Бельмондо - молодого бандита, соглашающегося ему помочь, просто чтобы поработать с легендой. Обстоятельства создания фильма и его сюжет любопытно перекликаются.

Дядюшки-гангстеры (Les tontons flingueurs), 1963, режиссер - Жорж Лотнер

-4

Народная комедия, значащая для французского зрителя примерно то же, что и "Бриллиантовая рука" для советского и постсоветского. Вентура играет роль отошедшего от дел гангстера, который вынужден вернуться в опасный бизнес, так как бывший подельник-гангстер, в завещании указал его в качестве наследника и опекуна взрослой дочери. Дела оказались настолько запущены, что Вентуре придется попотеть, чтобы разрулить проблемы отошедшего в мир иной друга.

Второе дыхание (Le deuxième souffle), 1966, режиссер - Жан-Пьер Мельвиль

-5

Немного странно, что Вентура снялся в фильме главного специалиста по нуарам французского кино только в 1966, более естественного дуэта актера и режиссера представить трудно. Вентура играет сбежавшего из тюрьмы легендарного грабителя, который в течение двух-с-половиной часов экранного времени должен отомстить старым коллегам, избежать внимания французской полиции и провернуть дерзкое ограбление.

Искатели приключений (Les aventuriers), 1967, режиссер - Робер Энрико

-6

Одна из совместных работ Вентуры и Алена Делона - приключенческая лента о поисках сокровищ у побережья Африки. Возможно именно поэтому эта легкая, но не легковесная история, стала настоящим хитом французского проката. Четыре года спустя Вентура и Энирико снова поработают вместе над приключенческим фильмов ("Ромовый бульвар"), подтянув туда Брижит Бардо, но получится заметно слабее.

Армия теней (L'armée des ombres), 1969, режиссер - Жан-Пьер Мельвиль

-7

В молодости Мельвиль состоял в банде, а во время оккупации контактировал с французским сопротивлением. Возможно поэтому в его фильмах он не испытывает ни малейшего пиетета перед криминальной или военной тематикой. Более того, если судить по его интервью, принципы организации французских ОПГ и ячеек сопротивления очень похожи. Именно поэтому "Армия теней" получилась не только военно-диверсионным, но и криминальным фильмом. Эта синтетическая уникальность, возвышает "Армию теней" даже над другими отменными фильмами Мельвиля.

Сицилийский клан (Le clan des Siciliens), 1969, режиссер - Анри Вернёй

-8

Один из самых звездных кейперов в истории французского кино. Жан Габен исполняет роль патриарха сицилийского ОПГ, планирующего вместе с молодым и дерзким французским гангстером (Ален Делон) "ограбление века", в то время как полицейский Вентура пытается героя Делона поймать. Тот случай, когда все три актера отработали свои амплуа в чисто развлекательном фильме.

С Новым годом! (La bonne année), 1973, режиссер - Клод Лелуш

-9

Еще одна история об ограблении, но смешанная с мелодрамой, благодаря чему приобретает ироничные и даже комедийные тона. Вентура играет вора, планирующего ограбление ювелирного салона, рядом с которым располагается антикварный магазин, с владелицей которого герой решает завязать роман, совместив приятное с полезным.

Под предварительным следствием (Garde à vue), 1981, режиссер - Клод Миллер

-10

Отличный психологический детектив, большая часть которого разворачивается в одном помещении с участием двух актеров. Вентура в очередной раз играет роль следователя, которому надо в краткие сроки расколоть подозреваемого в убийствах (Мишель Серро).