В августе 2018 года ко мне обратилась жительница села Вагай Омутинского района Тюменской области Валентина Пленкина с просьбой разобраться в вопросе возобновления курсирования пригородного поезда Вагай-Ишим.
По словам местных жителей, маршрут является востребованным: людей отправляют в поликлинику в село Голышманово, на реабилитацию и для оформления пособий, льгот, лечебных путевок в город Ишим. Туда же ездят и студенты из сельских поселений юга Тюменской области на учебу.
Я решил разобраться, почему электропоезд Вагай-Ишим сняли с линии, какой ответ вагайцы получили от чиновников и государственных структур и главное, какие действия предприняла местная и региональная власть?
В ходе расследования и запроса информации в службах и ведомствах, мы получили «письма-отписки» от: ОАО «РЖД»; Администрации Омутинского района; аппарата Губернатора Тюменской области; депутатов Тюменской областной думы шестого созыва Артема Николаевича Зайцева, Ивана Григорьевича Левченко, Виктора Александровича Рейна; Главного управления строительства Тюменской области.
Лично пообщались с главой села Вагай Сергеем Владимировичем Новиковым и главой Омутинского района Виктором Давыдовичем Воллертом. Пока это не дало никаких результатов.
В РЖД нам пояснили, что заказчиком пассажирских перевозок выступает Правительство региона. Перевозками пассажиров на основании заключаемых договоров на транспортное обслуживание населения занимается «Свердловская пригородная компания». СПК не может разрабатывать маршрутную сеть и работает по той, которую предлагает правительство Тюменской области. Получается, что с инициативой отмены электропоезда Вагай-Ишим выступили именно региональные власти, а не РЖД.
Какие действия предпринимались властями для решения вопроса?
Выяснилось: в 2017 году Свердловская служба развития пассажирских сообщений обращалась в Главное управление строительства Тюменской области с предложением восстановить сообщение Вагай-Ишим. Какой ответ дало Управление строительства на запрос Свердловской пригородной компании выяснить не удалось, но есть цитата из обращения:
Известно, что после обращения, Управление строительства выступило с инициативой провести мониторинг пассажиропотока на направлении Ишим-Вагай.
Вопрос: как проводился мониторинг и кто принимал в нем участие, если местные жители утверждают, что их никто не спрашивал. Ни специалисты «СПК» ни специалисты Управления строительства в Вагай не приезжали.
Однако результаты этого мониторинга есть. Из числа мифически-опрошенных пассажиров рейсом пользуются 5,8% населения. Такой результат представила Свердловская пригородная компания:
Омутинские власти для решения вопроса пустили междугородний автобус из Омутинского в Голышманово. Попасть на этот автобус из Вагая невозможно физически. Сейчас в поликлинику и другие структуры, которые находятся в Ишиме или Голышманово, вагайским пенсионерам приходится ездить на такси, а это уже им не по карману.
Что делать дальше, чтобы поезд вернули на линию?
Сейчас активисты села собирают подписи для повторного обращения к Губернатору области. Собрано уже порядка 100 подписей.
Я, как независимый журналист, направил свой запрос к начальнику Управления транспорта и дорожного строительства Главного управления строительства Тюменской области Хайдару Файзырахмановичу Сагитуллину. Полученный ответ также планирую опубликовать и продолжу следить за развитием событий. Муниципальные власти помогать в решении вопроса не планируют.
Справка:
Сейчас из Вагая в Ишим два раз в день курсирует так называемый «хозяйственный поезд». Те, у кого получается в него попасть едут до конечной остановки бесплатно. Однако проезд в таком поезде незаконен, машинисты перевозят людей на свой страх и риск:
На публичном сходе граждан в селе Вагай, 27 февраля 2019 года, мы задали вопрос властям района:
—Куда нам стоит обратиться, чтобы нам помогли?
—Не знаю, куда вам идти. Обращайтесь в суд или прокуратуру, — ответил глава Омутинского Виктор Воллерт после долгого монолога на абсолютно другую тему.
P.S. Электропоездом Вагай-Ишим, в случае его выхода на линию, пользовалось бы гораздо большее число жителей. Уж точно не взятые «с неба» 5,8% населения. Так в России возможно то, что возможно в Японии или все-таки нет?