Некоторые зрители любят обвинять советское кино в пропаганде. Я думаю, что искусство не может не отражать взглядов общества, в котором создано, просто иногда это выглядит навязчиво и карикатурно, тогда можно говорить и о тенденциозности. Относится ли это к советскому кино? По моему, в основном, - нет. Ну, или мне так везет.
Возьмем кино о гражданской войне. Казалось бы, период острого классового противостояния - широкое поле для пропаганды, но советские фильмы, зачастую, отличаются сочувственным отношением к идейному противнику, попыткой понять его позицию. Сколько красивых и харизматичных советских актеров играло белогвардейцев!
"Бег", "Сорок первый", "Служили два товарища", "Адъютант его превосходительства", "Красная площадь", "Дни Турбиных" - эти фильмы всем известны, отобраны временем.
Мы переживали за генерала Чарноту, широчайшей русской души человека, и поручика Бруснецова, плакали вместе с Марюткой над синеглазым поручиком, смеялись над очаровательным бездельником Мики Уваровым, не удивлялись дружбе комиссара Амелина и подпоручика Кутасова и сочувствовали семье Турбиных.
Было ли такое изображение царских и белогвардейских офицеров типичным? Судите сами. Есть фильмы менее популярные, но и в них идейного врага не рисуют сплошной черной краской.
"Две жизни" фильм режиссера Леонида Лукова 1961 г. Рассказ о первых днях революции ведут два свидетеля времени: представитель низов, солдат Семен Востриков (Н. Рыбников) и гвардейский офицер князь Сергей Нащекин (В. Тихонов).
Оба героя не идеальны, но внутренний монолог раскрывает в каждом из них человека со стремлением к выбранному идеалу, умеющего любить и, увы, не лишенного недостатков и совершающего ошибки.
Разумеется, оценка событий у них разная. Первый почувствовал, что перед ним открываются новые возможности, теперь он может позволить себе чувствовать свое человеческое достоинство, а у второго - рушится мир и проваливается земля под ногами. Однако, слово предоставлено обоим.
"Победитель" фильм режиссера Андрея Ладынина 1975 г.
Фильм почти забытый, хотя мне лично нравится: добротный приключенческий детектив на фоне гражданской войны. А каков там поручик-белогвардеец Георгий Мокашев в исполнении Георгия Тараторкина? И благородство, и интеллигентность - все при нем.
Конечно, победа не на его стороне , это и исторически так, но комиссар Яков Спиридонов (Александр Збруев) дальнейшей судьбой поручика озабочен не меньше, чем судьбой крестьянского восстания, которое ему случилось возглавить.
Ну, нравится ему Георгий и разговаривать с ним интереснее, чем с мужиками. Он и общается с поручиком почти по приятельски, не забывая , что это противник, которого нужно переиграть, но не подлец, а человек, которого стоит переубедить, перетянуть на свою сторону.
Даже в старом фильме "Чапаев" 1934 г., полковник - жесток, но каппелевцы - храбры, а в "Новых приключениях неуловимых" 1968 г. трогательную песню о любви к Родине "Русское поле" исполняет белогвардейский поручик (В.Ивашов).
В общем, я считаю, что пропаганды, как таковой, в советских фильмах о гражданской войне - нет, есть вполне гуманистическое выражение взгляда советского человека на это сложное время. А как вы думаете ?
В продолжение темы читайте статью "Советские фильмы 20-30 гг. Продолжаю поиск "плохих" белых."