Найти тему
Скрижаль

Бурлаки.Тяжёлая профессия,которой не стало.

Оглавление
Картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге".
Картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге".

Замысел в написании картины с бурлаками Репин вынашивал долго.Толчком к нему бурлацкая артель, которую увидел художник на берегах Невы. Репин даже ездил на Волгу, чтобы чтобы посмотреть на "натуру". Написал он картину 1870-1873 год и сразу же нарвался на скандал. Картину в том 1873 году отправили на Всемирную выставку, где она попала под пристальное внимание иностранных журналистов. Российский министр путей сообщения негодовал:

«Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!».

Дело в том .что техническая революция добралась до бурлацкого труда еще к середине XIX века.Паровая тяга начала вытеснять тяжелый бурлацкий труд и ко времени написания картины массово этот наемный труд уже не использовался.

История бурлачества.

Бурлачество на Волге появилось XVI веке, как раз после присоединения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханства. Волга стала рекой одного государства и на ней значительно уменьшился разбой.Со всей России сюда потянулся народ.Простых крестьян было мало.В основном это были бездомные и нищие.Попадались ватаги, где среди бурлаков были женщины или полностью состоящие из представительниц слабого пола. Бурлацкий труд был сезонным.Нанимавшиеся в артели люди отрабатывали теплое время года, а потом расходились по домам.

Бурлаки, объединенные в артели тянули расшивы (тип судна) по Волге. При попутном ветре поднимался парус и судно шло под парусом. Выдерживать темп движения бурлакам помогала песня.Она пелась для координации движения артели.

Ватага полностью из женщин.
Ватага полностью из женщин.

Бурлацкую тягу использовали не только на Волге.Они были на Днепре и встречались на реках Сибири.Но там их в сравнении с Волгой было значительно меньше.В первой половине XIX века количество бурлаков доходило на Волге до 600 тысяч человек.У них была своя столица на реке-Рыбинск, в котором могли зараз собираться до 200 тысяч человек.В России конец бурлацкому труду пришел с приходом Советской Власти. Коммунисты решили проблему с пережитком прошлого, законодательно запретив в 1929 году бурлацкий труд на всех реках России.

Памятник бурлаку в Рыбинске.
Памятник бурлаку в Рыбинске.

В западной Европе их труд так же активно использовался на реках.И хотя в Германии его запретили в середине XIX века, но Бельгии, Франции их труд использовался вплоть до Второй мировой. В языках многих народов эта профессия оставила о себе память. К примеру у латышей бурлак, кроме своего прямого значения имеет второе-вор. У литовцев это слово имеет значение- старообрядец, а румыны бурлаком называют холостяков. На Вологодчине до сих пор слово "бурлачить" означает уходить из дома на заработки.класть кирпич, рубить лес и т.д.

Зарабатывал бурлак неплохо.Если человек не "загуливал"и берег деньгу до конца сезона. то по возвращению домой мог безбедно прожить со своей семьей пол-года, до следующего лета. В Российской империи пытались регламентировать труд бурлака.Самый известный указ по трудовой деятельности наемных рабочих издал Павел I, в котором одним из главных уложений было ограничение в весе. которое бралось на человека. По этому уложению вес взятый бурлаками не должен был превышать тысячу пудов на троих.Так же по уложению императора было запрещено строить дома непосредственно у воды и ставить заборы вдоль рек. где проходили бурлацкие тропы.

Ватага тянет купеческое судно.
Ватага тянет купеческое судно.

Деление ватаги.

В ватаге была иерархия и каждый имел свое место. Бригадира звали "шишкой"-это был самый сильный и умелый человек ватаги. Он начинал движение. задавая темп и ритм шага. За шишкой шли "подшишельные"-это были ближайшие помощники бригадира.Часто в ватагах бывали "кабальные".Это те из бурлаков, которые еще до начала работы умудрялись все промотать и за тем устраивались в ватаги и работали в долг, еду и хлеб. Эти особо не старались и за ними нужен был глаз, что бы все время подгонять. "Халтурщики" довольно часто попадались в ватагах.Это нерадивые работники, которые не прочь переложить свой труд на плечи другого работника.Самыми задними шли самые добросовестные, которые подгоняли нерадивых халтурщиков и кабальных. Их называли "надзиратель". В конце ватаги шел "косной".Это был опытный бурлак, но ослабший по болезни или старости. В его задачу входило следить за тем, чтобы "бичева" правильно ложилась на берег и не путалась о камни.

Если вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

-5