Если взять историю всех военных конфликтов, в которых участвовал самолет Су-25, то выяснится что он рекордсмен по количеству боевых вылетов. В Афганистане этот летающий танк получил прозвище «Грач».
Мало кто знает, что в 2015 году на российской авиабазе Хмеймим, когда большую часть Сирии контролировали боевики, первыми взлетной полосы коснулись именно самолеты СУ-25СМ.
В 2016 году, СУ-25 пройдя глубокую модернизацию, на вооружение ВКС России пришёл совершенно новый и самый современный штурмовик Су-25СМ3, который получил прозвище «Суперграч».
Если посмотреть со стороны на самолет СУ-25 и СУ-25СМ3 то самолеты могут показаться совершенно одинаковыми, но на самом деле это не так.
На сегодняшний день СУ-25СМ3 является основным штурмовым самолетом ВКС России. Этот самолет уже прошел боевое крещение в Сирии в 2017 году, и так же как его предшественник зарекомендовал себя, как безотказная машина с безупречной репутацией и невероятной живучестью.
Часто этот самолет сравнивают с автоматом Калашникова и в действительности по надежности ему просто нет равных. Он как трактор, который можно загнать в гараж осенью, а весной без проблем завести и он будет работать до конца сезона, пока его снова не поставят на зимовку.
Этот самолёт, за его колоссальную живучесть, заслуженно называют летающим танком. Он так же как и танк способен летать на разных видах топлива, в том числе и спирте.
В истории был такой случай. После боевого вылета в Афганистане, возвращаясь на аэродром, у самолета были подбиты оба двигателя и СУ-25 успешно смог приземлиться, так как этот самолет способен сесть на грунт и даже взлететь с неподготовленной площадки.
На версии СУ-25СМ3 уставлен новейший комплекс «Захват», который позволяет засечь место пуска ракеты, даже такого типа, как ПЗРК. После ракетной атаки самолет СУ-25СМЗ в автоматическом режиме начинает ставить помехи ракетам с тепловой головкой самонаведения и дальнейшие действия пилота даже не требуются.
Так же на новый самолет установлена новейшая секретная система «Витебск-25» - это так называемый комплекс оптико-электронного противодействия (РЭБ), которая ставит радиоэлектронный купол, за пределы которого управляемые ракеты зайти не смогут. Уникальная система «Витебск» многократно повышает боевую живучесть нашего героя.
Еще одним новшеством в модернизированной версии У-25СМ3 стала лазерная система электронно-оптического наведения СОЛТ-25, с возможностью точного ночного прицеливания в любых погодных условиях.
Эта система так же позволяет обнаруживать и отслеживать вражеские наземные цели. Выполняет автоматическое вычисление положения до цели, а так же решает какое вооружение, больше подходит для ее уничтожения.
Но самым важным дополнением в штурмовике СУ-25СМ3 является прицельно-навигационная система СВП-24-25 «Гефест». Благодаря этой системе применение неуправляемого вооружения стало на уровень с корректируемыми боеприпасами, и точность попадания свободнопадающих бомб выросла до 97%.
Благодаря этой системе, вроде бы устаревшие боеприпасы, становятся достаточно грозным оружием под крыльями «Суперграча», так как противник так же может применить свою систему РЭБ против нашего вооружения с корректируемой головкой самонаведения. Как говорится – «Против лома нет приема!».
В программу модернизации не входят кардинальные изменения геометрии или силовой установки самолета. Это решение позволило сохранить летно-технические характеристики штурмовика. Визуально Су-25СМ3 остаётся идентичным базовой версии, кроме некоторых мелких деталей, связанных с монтажом нового оборудования.
Благодаря модернизации самолетов Су-25, появилась неплохая возможность повысить боеспособность самолета и в короткие сроки обновить потенциал российской штурмовой авиации.
Так что теперь можно не сомневаться, что у обновлённой версии СУ-25 большое будущее.