Век разнообразных компьютерных игр может предоставить игрокам проекты о чуть ли не о любом историческом сражении, что выпало человечеству в ходе истории и развитии цивилизации, даже придумывать свои собственные сражения. Множество игр про древние государства и их жестокие баталии. Грозная Спарта, войны разных народов и государств, уничтожающие мораль и человечность две мировые войны, неспокойные политические и военные ситуации в нынешнем мире, да даже войны далёкого будущего и развитых цивилизаций, у которых такая же военная идеология, как и у своих древних предков. Талантливые люди со всего света работают над такими проектами ни столько для того чтобы увековечить в сознании человека то или иное событие (хотя с помощью подробной визуализации это очень действенный способ), сколько передать ужас, террор и нескончаемые жертвы. Передать настоящую философию войны. Чаще всего самыми запоминающимися стали игры как раз про две военные катастрофы, которые захлестнули весь мир, не оставив никого в стороне, хоть это и не единственное, что пришлось вынести человеческому роду. Однако войны двадцатого века были поистине жестоки, так как люди находились только в начале пути технологического прогресса, они только учились убивать, даже не так, уничтожать друг друга, совершенствуя свои навыки в этом ужасном ремесле и затачивая всё новые вещи, которые, казалось бы, можно было применить в мирных целях, для более эффективного истребления себе подобных под эгидой врага. Человечество в войне похоже на безумную змею, что кусает и проглатывает собственный хвост.
Видеоигры по Первой и Второй Мировой Войне являются самыми запоминающимися, так как именно через них мы познаём весь ужас и боль, что пришлось пережить нашим предкам, мы узнаём страшные подробности и детали вынужденной и беспричинной жестокости, что сочилась совершенно из каждого участника тех роковых событий. Такие игры порой лучше учебника по истории помогают запомнить не только сухие даты того или иного этапа войны, но и будто оказаться там, пережить всё то, что испытывали миллионы потерянных душ, сполна хлебнуть ненависти и страха. Эти игры должны нести больше не слепой патриотический характер с чётким победителем и проигравшим, а оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие. Должна быть не только симуляция счастливой жизни, но и жестокой реальности прошлого, чего не всегда могут добиться исторические записи и находки, свидетельствующие о терроре прошлого. И на мой взгляд игры прекрасно с этим справляются, ведь недаром визуальная информация с действующей картинкой воспринимается сильнее и отчётливей врезается в память.
Именно о таком проекте виртуальной реальности и пойдёт речь — Valiant Hearts: The Great War — игра, которая сильнейшим образом оказывает эмоциональное давление и напряжение на всём своём протяжении. От начала до конца вы не будете уверены за сохранность жизни собственной, а также персонажей вокруг, что хотят помочь вам пережить этот ужас и справиться вместе. Она точно заставит вас рыдать, говорю без преувеличения, в концовке очень много насыщенного острого стекла. Сюжет наполнен не только подробным рассказом и объяснениями каждой военной операции, но и четырьмя историями разных людей, оказавшихся в цепких лапах безумной войны. Их судьбы переплетутся навеки, пока последний из их бравого отряда не падёт жертвой тех страшных событий, ведь мы прекрасно знаем, что любая война ненасытна и прожорлива, она не остановится, пока в её чреве не окажется последняя душа, способная к сражению. И это учитывая, что боевые действия могут закончиться, мир между враждующими сторонами давно подписан, и даже тогда, однажды став частью войны, навсегда им и останешься - сломленным и потерянным.
Данный, не побоюсь этого слова, шедевр был разработан французской студией Ubisoft Montpellier и выпущен 25 июня 2014 года. Игра однопользовательская в жанре квест и платформер с элементами головоломки. Игра большей своей частью повествует о сломленных, но намертво скрещенных между собой судьбах четырёх разных людей, оказавшихся в условиях Первой Мировой Войны, которая началась в 1914 году с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и объявлением войны России. Предчувствуя войну, власти Франции начинают депортировать немецких граждан.
Итак, основные действующие лица:
1) Фермер Карл со своей женой Мари и маленьким сыном Виктором — отправлен в немецкую армию, оставив семью на ферме вместе с другими гражданскими.
2) Эмиль — отец Мари, отправился во французскую армию на передовую.
3) «Везунчик» Фрэдди — американец-доброволец в армии Франции. Война отняла у него любимую жену, так что он полон решимости участвовать в жестоких военных действиях.
4) Бельгийская медсестра Анна, желающая спасти своего отца учёного от эксплуатации немецкого барона фон Дорфа, который использует гения для создания новейших орудий войны. Именно фон Дорф выделен как главный антагонист в игре, против которого нам предстоит вести сражение.
Кроме того, игроку выпадет возможность пройти путь войны вместе с прекрасным напарником — псом-санитаром Вальтом, который будет оказывать незаменимую помощь в прохождении многих квестов и головоломок.
На протяжении игры каждый персонаж сплотится друг с другом и выступит против общего врага — фон Дорфа. У них разные цели, но одна решимость на всех, что зреет в сердце у каждого, она обрушится на врага, сметая всё на своём пути. На их плечи ляжет сокрушительная боль и ответственность за каждый поступок и решение, что они примут. И всё же одного из них ждёт жестокая расправа за свой собственный вынужденный выбор. Война жестока и эгоистична во всех отношениях. Она не терпит ошибок и компромиссов. Проходя эту игру вы сполна прочувствуете это.
Разработчики пошли на действительно смелый шаг, выпуская игру о событиях Первой Мировой, ведь в случае чего фальсификация истории, особенно таких крупномасштабных и значимых событий, строго карается. Однако этот проект выполнен очень грамотно в плане исполнения хронологии самых основных событий войны, которые способствовали бы развитию в сознании игрока цельной картины происходящего. Участвуйте в битве на Марне, Нев-Шапель, захваченном смертоносным газом Ипре. Пройдите с достоинством Верден и форт Дуомон, Реймсский лес и район Соммы. Пройдите по ужасным запутанным тоннелям Вокуа, где военные действия ведутся глубоко под землёй, где чуть ли не каждый комочек грязи начинён тонной взрывчатки, где прямо над вами может располагаться вражеский лагерь. В последней главе вас ждёт самое жестокое и страшное испытание — сражение на «Дамской дороге» — настоящая кровавая бойня. Успех перевалился на сторону Германии. Окопы и траншеи полны телами убитых. Чтобы избежать артобстрела и более мощных разрывных снарядов, вам предстоит прятаться за трупами павших. Когда вы только пойдёте в этот один из последних боёв, камера отдалится на дальний план и перед вашими глазами развернётся красочная панорама войны: чёрное от дыма небо, прорезанное снарядами и пулями, взрытая танками земля, потоки выживших на носилках с потерянными конечностями, кричащими от боли.
И всё это происходит, пока вы бежите вперёд с боевым кличем. Такое зрелище должно было сбить вас с толку, шокировать, отговорить вас идти в бой и просто сдасться. Самое страшное, что в этом сражении ваши однополчане, охваченные ужасом, ослушиваются идти в атаку, и командир полка начинает расстрел дезертиров. Я бы назвал это двусторонней мясорубкой, из которой попросту нет выхода.
История заканчивается в 1917 году, когда американские войска официально высаживаются в Европе.
Перейдём к теме структуры игры.
Игра состоит из четырёх сюжетных глав, события в которых происходят в разные хронологические периоды. Например, глава первая охватывает промежуток с 1914 по 1915 год. Тогда Германия только начинала показывать свой решительно агрессивный характер, а такие страны как Франция, Америка и Великобритания устраивали мобилизацию своих войск. Наши герои начинают взаимодействовать друг с другом именно в этот временной промежуток.
В свою очередь главы делятся на эпизоды (первые три главы по семь эпизодов, последняя- по шесть). В большинстве своём они носят названия военных операций и реальных мест, в которых происходили боевые действия в Первой Мировой. В начале каждого эпизода посредством видео анимации, напоминающей «живой комикс», закадровый голос рассказчика описывает, куда занесло героев, а также сюжет и достаточно красочное описание военных действий, в которых игроку предстоит принять непосредственное участие.
Одним из прекраснейших достоинств данной игры является исследовательский элемент. Даже нелюбителей исторических деталей и описаний может заинтересовать подобный подход. В одном из игровых меню есть две вкладки, которые обновляются с каждым новым эпизодом: вкладка с историческими фактами и с вещами войны. Первая представляет собой ленту из реальных фотографий солдат, армии и мест сражений, а также техники и оружия; под каждой из них даётся подробное описание в простой форме о тех или иных событиях, условиях жизни солдат и гражданских, боя и стратегии, рассказы о голоде, ранениях, мутациях, вызванных отравлением химическими веществами и многое-многое другое. Это всё невероятно интересно читать, пробуждается искренняя заинтересованность даже, скажем, к описанию устава жизни и условий лагерей военнопленных, к первым боеспособным оружиям, некоторые из них порой имели причудливый вид. С помощью таких фактов без лишней нагромождающей информации погружаешься глубже не только в саму игру, но и в реальные действия тяжёлого прошлого, тебе хочется лучше разбираться в этом. По крайней мере, я каждый раз перед началом эпизода залезал в это меню и жадно читал новые для меня факты и разглядывал фотографии.
Вторая вкладка — набор разнообразных вещей, которые выделяются на карте в каждом эпизоде и их можно подобрать в свой инвентарь, чтобы потом рассмотреть получше и прочитать такое же краткое простое описание к каждому из них. Некоторые из предметов будут вам давно знакомы, а некоторые, возможно, вызовут удивление и исследовательский интерес. За собирание всех предметов на карте вам причисляется награда, однако найти их не так-то просто. Некоторые вещи могут быть весьма непримечательными или лежать в труднодоступных местах. Потребуется некоторое усилие, иногда смекалка, внимательность и время, чтобы найти их. К тому же, некоторые могут находиться на местах с активными действиями, порой ограниченными по времени, так что в пылу адреналина и напряжения их достаточно легко пропустить. Но если вы такой же задрот и «искатель плюшек и ачивок», как и я, то имеет смысл переиграть сцену, чтобы получить желанную игровую вкусняшку, не правда ли?
Также присутствует и ещё одно интересное игровое меню — «Дневники». Любителей не только активных сюжетных действий, но и историй в дневниках и записках явно заинтересует. В этом меню представлены записи всех четырёх главных и одного второстепенного, но играющего значимую роль, персонажа. С каждым новым событием или сюжетным поворотом можно зайти и узнать их мнение на разные происшествия, их переживания, страхи, короткую радость и мучительную боль. Можно узнать о мотивах участия в войне, описание выбора и решений каждого из них из первых уст, так сказать. С помощью дневников по-настоящему проникаешься к каждому персонажу, пытаешься понять и разделить с ними это непосильное бремя страха и усталости от войны, их желание наконец-то освободиться от неё и вернуться к нормальной жизни. После прохождения и изучения всех записей понимаешь, что все прошлые проблемы и невзгоды были крупицами по сравнению с тем, что пришлось пережить этим людям.
В финальных моментах некоторых эпизодов главным боссом выступает сам барон фон Дорф, который будет угрожать непосредственно нам или другим персонажам. Так как этот антагонист очень живуч и изворотлив, игроку ещё не раз предстоит схлестнуться с ним, уничтожая его военную технику, за которой он постоянно прячется, чтобы потом сразиться один на один в рукопашной схватке.
И всё это вкупе с порой ограниченным временем и невероятным эмоциональным давлением, что игра часто оказывает на игрока. В качестве примера хочу привести сцену в лазарете вблизи родной деревни Эмиля и Мари. Когда Карл получает сильное отравление газом, Анне предстоит за сжатый промежуток времени пробежаться по нескольким этажам здания в поисках медицинского набора, вернуться обратно и правильно провести необходимую операцию. Всё это при условии, что непонятен запас времени, его ход определяется только очень напряжённой нарастающей музыкой и увеличивающимися перед взором графическими изображениями с состоянием Карла от умеренного до критического и предсмертного. Изображение его перекошенного от боли лица дёргается перед глазами, его истошные крики эхом раздаются по лазарету.
Всё это напрягает, сбивает с толку, легко потерять самообладание и не справиться с задачей. И таких сцен в игре очень и много, она прекрасно выдерживает атмосферу постоянного напряжения и страха за жизнь не только того персонажа, которого сейчас ведёшь, но и за остальных вокруг себя. На всём протяжении будет много шатких обманных сцен с якобы смертью одного из героев. Игрок искренне сопереживает и волнуется (поверьте, вам точно придётся через это пройти, какими бы стойкими и крепкими вы ни были), но потом оказывается, что в последнюю секунду с помощью святой удачи или собственной смекалки, герою удаётся избежать смерти. Однако вам рано сбрасывать камень с души. Это война. Каждый шаг на её истерзанной гиблой земле может стать последним, и такое чёткое воссоздание реальной картины является главным достоинством игры.
Добавим щепотку рассказа об управлении.
Контроль персонажей в игре осуществляется двумя способами: клавиатурой и контроллером (опять же, удобней по-моему мнению, но есть недостаток, о котором скажу позже). Из простых действий доступно перемещение в разные стороны (на клавиатуре удобнее стрелочками), взаимодействие с предметами разного характера, общение с другими персонажами и вызов подсказок, которые становятся доступны через некоторое время в течение прохождения очередного квеста.
Из более сложных команд с использованием нескольких действий и кнопок одновременно имеется: подбирание, прицеливание и бросок предмета в нужную цель; призыв собаки и действия от её лица; зажатие вентеля и его вращение вообще отдельная тема, так как на геймпаде он крутится невероятно долго (хоть и взаимодействие кажется полнее от вращения кнопки контроллера вокруг своей оси), из-за этого можно не успеть пройти скриптовую сцену в силу напора действий или ограниченного времени. С клавиатуры же данная команда выполняется в момент, достаточно зажать две кнопки. Было забавно, что в подобных сценах мне приходилось отключать геймпад и проходить с клавиатуры. Есть особенно напряжённый момент в управлении, когда за Анну необходимо латать раненых. Это происходит быстрыми попаданиями по кнопкам, которые появляются на экране (порой и несколько одновременно).
Очень легко ошибиться в такие моменты в силу собственной невнимательности и, опять же, давления со стороны игры. И всё же, если в некоторых моментах выполнять определённые действия вовремя, то ход игры будет гладким и вы сможете наслаждаться стремительно развивающимся сюжетом.
Пару слов о графике.
Разработчики с помощью мультипликационной рисовки прекрасно передают сложные и порой жестокие вещи вполне простым языком. Порой изображаются тяжёлые и животрепещущие сцены, но с помощью стиля комикса в движении до откровенной жести не доходит, сохраняется только неизменное чувственное напряжение. Графика особенно приятна глазу мягкими, хоть и блёклыми тёмными цветами и освещением ландшафта и самих персонажей, однако через такую цветовую палитру ощущается чувство, которое чуть ли не поперёк горла встаёт, когда наблюдаешь пейзаж с насыщенными боевыми действиями.
Также примечательна одна деталь в дизайне персонажей — у всех них глаза скрыты волосами или разнообразными головными уборами. Можно задуматься о такой интересной вещи как обезличивание каждого члена общества перед лицом общей опасности. Война делает людей неотличимыми друг от друга солдатами в боевом обмундировании. Лица скрыты, так как в каждом из них отражается только одинаковый для всех лик войны. Люди жертвуют своим характером, индивидуальностью, всем тем, с помощью чего они могут называть себя независимой отдельной личностью. И всё это ради того, чтобы слиться в безропотную силу. На поле битвы война отражается в облике каждого. Кто знает, может, если посмотреть своему врагу прямо в глаза, можно ли там увидеть саму Смерть? Чем окажется последнее, что увидит перед концом безымянный безликий солдат?
Наконец-то, моё самое любимое — музыка и звуковое сопровождение.
Хочу сказать, что саундтреки в игре очень проникновенные и сильные, какое бы настроение они ни несли. В каждой сцене разная мелодия погружает в свою атмосферу, помогая не отвлекаться от важных событий и взахлёб узнавать сюжет. В основном они, очевидно, боевого характера, именно они так сильно и будоражат твоё существо, душа рвётся в битву, а в сердце зарождается львиная храбрость и решимость. Вырветесь в бой с воинственным кличем и одержите славную победу. Другая же часть музыки невероятно печальна и глубока. Отчаяние, боль, потерянность волнами исходит от них, могут сбить с ног, заставят вспомнить всё самое ужасное в ответственный момент и просто опустить руки. Ведь какой смысл в борьбе, если всё кончено? Никто больше не вернётся домой. Война поглотила не только павших, но и славных победителей. Когда я сам прослушивал именно такие саундтреки, буквально чуть не перехватило дыхание, они очень мощно погружают в уже пройденный сюжет игры, сразу вспоминаешь всё то, через что тебе пришлось пройти. Однако нельзя совсем отчаиваться и терять надежду, правда? В игре всё же присутствуют нейтральные сцены, даже весёлые мотивы. Сцена в пока ещё мирном Париже, где жители спокойно расхаживают в праздничных нарядах, читают газеты, обсуждают новости и ситуацию на фронте и так далее. Поверьте, после окровавленного поля битвы, где каждый нерв напряжён, словно струна, вам будет приятно просто спокойно думать над головоломками, слушать музыку пьяных солдат, их смех и разговоры. Они выжили, и для них это уже праздник. В общем, как я уже сказал, игра с помощью музыки чудесно выдерживает воинственно-напряжённую атмосферу, при этом не лишая возможности выдохнуть и очутиться в более нейтральной обстановке.
Озвучка персонажей представляет собой бессвязную непонятную речь, как, например, в «Beholder», хотя иногда можно разобрать отдельные слова на английском, немецком и французском языке. Герои выражают своё состояние больше не словами, а вскриками, вздохами, возгласами в разной тональности и восклицанием. Звуки военных действий проработаны очень живо. Душераздирательные крики людей, оглушающие взрывы и рёв артобстрела не оставят вас даже на паузе. Становится совсем не по себе, когда игра остановлена, а война всё бушует с прежней силой.
Подводя итоги описания игры с разных аспектов, хочу сказать, что окунувшись в эту игру, вы не только ознакомитесь с ещё одним проектом про войну и сразитесь в разных боевых операциях, вы сами пройдёте этот ужас шаг за шагом. Вы проживёте жизни четырёх людей, наполненных страхом и рвением в бой, умирающей и возрождающейся вновь надеждой, короткими мгновениями радости и тяжёлой болью. Стиснув зубы, вам предстоит с мужеством выстоять все потери, чтобы выжить и вырвать из когтистых лап смерти шанс на счастье и нормальную жизнь.
«Valiant Hearts: The Great War» — игра, которая помогает не просто посмотреть на события, она заставляет самостоятельно пройти их, стать частью истории и хотя бы немного приблизиться к пониманию и осознанию жестокого прошлого. То, о чём повествует эта уникальная игра не должно повториться никогда более.
«Si vis pacem, para bellum». — «Хочешь мира - готовься к войне».
Прекрасная фраза, которая была в самой игре, она идеально передаёт всю суть повествования.