К весне 1671 г. у С. Разина уже не было сил для осуществления своих планов продолжения борьбы. Вновь на Дону стали верховодить старшины и «домовитое» казачество. Старшинам удалось собрать в Черкасске войско для похода на Кагальник, и в апреле 1671 г. они сумели нанести повстанцам на Дону последний сокрушительный удар. По их же просьбе царское правительство в начале марта в спешном порядке отправило 2-тысячный отряд рейтар и драгун под командованием полковника Григория Косагова. Обращение старшин к царскому правительству с подобной просьбой означало, что для зашиты от разинцев казачья верхушка готова была пойти на очень большие жертвы, на такие, как неизбежное ограничение донской автономии.
Поход старшин на Кагальник начался 9 апреля. В нем участвовали казаки не только из Черкасска, но и из ближайших к нему низовых городков. Войсковой атаман Корнило Яковлев лично возглавил этот поход, что должно было придать ему в глазах казачества и московского правительства особо важную роль. Войско Яковлева имело очень большое преимущество перед восставшими, которые находились в Кагальнике, и легко сломило их сопротивление . «И атаман Корнило Яковлев и все Донское войско под Kaгaльник ходили...Kaгaльник приступом взяли и сожгли, и воров Стенкиных товарищей Разина всех, за их измену, по войсковому своему праву побили». Из Кагальника плененных Степана и Фрола Разиных доставили в Черкасск, где их заковали в кандалы. 24 апреля большая донская станица из 76 казаков во главе с К. Яковлевым, выполняя указание правительства, повезла пленников в Москву.
Два дня братьев пытали, поднимали на дыбу, били кнутом, жгли раскаленным железом. Спрашивали, почему «изменили» государю, какие имели цели. Больше всего старались дознаться, с кем из высокопоставленных лиц имели контакты на Руси, кому из иностранных владык писали письма, где атаман спрятал свою казну и бумаги, но так и не дознались.
Шестого июня 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве на Красной площади. Степан Тимофеевич по русскому обычаю поклонился на все четыре стороны, просил прошения у народа и, перекрестившись, подошел к плахе. Казнили его четвертованием. Когда атаману рубили руки и ноги, Фрол не выдержал и крикнул «Слово и дело» (в ХVII в. эти слова означали, что произносивший их знает важную государственную тайну). Разин успел крикнуть ему: «Молчи, собака!» - и в этот момент палач отрубил атаману голову.
Даже в первые годы после поражения Крестьянской войны и при несении Войском Донским присяги обстановка на Дону не была спокойной для старшин и царских властей. Действия правительства (планы строительства опорных пунктов у границ Донской земли, строительства нового города у впадения реки Миус в Азовское море) вызывали серьезное недовольство казаков. Особенно сложной для донских старшин была обстановка на Верхнем Дону, где скрывалось немало участников разинского восстания. Но и в низовых городках и даже в самом Черкасске многие казаки открыто выражали свое недовольство примиренческой политикой казачьей верхушки.
В середине сентября 1673 г. воевода Иван Хитрово доносил в Москву о появлении на Северском Донце повстанческого казачьего отряда численностью в 200 человек. Действия этого отряда, как сообщал И. Хитрово, представляли большую опасность, и от него следовало «по Дону реке и на Волгу и в степи чаять воровства большово». Воеводу Хитрово особенно беспокоили случаи бегства его ратных людей на Верхний Дон к казакам, белгородского воеводу - возможный приход повстанческого отряда весной следующего года под южные города и на Волгу. Против атамана И. Миуски и его отряда были направлены верные правительству казаки и ратные люди. В такой неблагоприятной обстановке повстанцы, состоящие из донских казаков, вынуждены были уйти в Запорожскую Сечь.
Борьба донских казаков против старшин и царских властей стала гораздо заметнее и ожесточеннее. В 1675 г. эта борьба вылилась в открытое столкновение казаков с группой старшин - сторонников К. Яковлева по вопросу о выдаче царским властям Семена (Сеньки) Буянки, донского казака, активного участника Крестьянской войны. После поражения восставших он ушел на Верхний Дон и Хопер, а когда в 1675 г. правительство потребовало его ареста и отправки в Москву, Буянка укрылся в Белявском городке на Хопре.
Для решения этого вопроса донским атаманам пришлось собирать «кругов 5 или 6». На кругах атаман К. Яковлев, старшины Войска Донского - Р. Калуженин., Р. Осипов ,Ф. Минаев всячески добивались, чтобы казаки на круге согласились отправить С. Буянку в Москву. Однако большинство казаков решительно воспротивилось старшинам. Они заявляли, что «никогда... с реки Дона беглых и прожиточных людей не выдавали». В этом заявлении ясно видно стремление казаков сохранить свое древнее право не выдавать с «реки» и не допускать его нарушения со стороны старшин или правительства. Дело дошло до того, что К. Яковлева «бесчестили и бить хотели», Р. Калужанина едва не убили «до смерти», а Ф. Минаеву говорили, «что де ево, на руку посадя, другою роздавят».
И лишь вмешательство «казаков добрых» спасло старшин от расправы.
В 1676 году Войско Донское присягнуло новому царю Федору Алексеевичу, занявшему престол после смерти царя Алексея Михайловича. Это был первый в истории взаимоотношений донских казаков с правительством случай присяги новому царю при его вступлении на царствование. Поощряя донских атаманов и старшин, обеспечивших спокойную обстановку на Дону во время принятия присяги, правительство направило Войску большое царское жалованье.
И все-таки спокойствие на Дону в начале 80-х годов было очень непрочным. Особенно заметным было усиление в это время на Дону, как и во многих других районах страны, народного движения под лозунгами борьбы за старую веру. Первые сведения о противоправительственной деятельности раскольников на Дону после разинского восстания относятся к 1677 г. На реке Чир, вблизи Нижнечирского городка была обнаружена Иовская «пустынь» - поселение староверов во главе с беглым монахом Иовом. Сам Иов, по сообщению самих жителей обители, не велел молиться за царя. Войсковые власти в Черкасске послали против раскольников казачий отряд. Обитель была разгромлена, Иова привезли в Черкасск и «по войсковому праву» сожгли на костре. Однако расправа с Иовом не остановила переселения староверов на Дон, ни их борьбу, поддерживающееся широкими слоями донского казачества.
В 1683 г. в донском крае начались новые казачьи волнения, организаторами которых выступили староверы во главе с беглым елецким кузнецом Кузьмой Долгощеей (Косым). Призыв вождей раскольников к казакам выступить в защиту царя против бояр и идти к Москве повсюду в казачьих городках находил отклик среди казаков. Даже на круге в Черкасске в августе 1683 г. казаки выразили свою готовность «итти в Русь к Москве». Лишь благодаря стараниям атамана Ф. Минаева казаки отказались от своего намерения.
Когда правительству стало известно о событиях в августе в Черкасске, оно тут же потребовало выдачи Кузьмы Косого и тех «воровских писем», которые староверы рассылали по казачьим городкам. Вскоре К. Косой был арестован старшинами. Однако выдать его в Москву войсковые власти не решились ввиду высокого авторитета вождей раскольников на Дону. Вместо него в ноябре 1683 г. выдали другого раскольника - беглого стрельца Константина Леонтьева. На допросе в Москве он сообщил, что «воровские письма», которые распространялись на Дону, были написаны московскими раскольниками.
Несмотря на жестокие преследования, движение раскольников продолжало усиливаться и расширяться. Войсковая администрация, зная, что ей не справиться самостоятельно с волнениями, обратилась в Москву с просьбой прислать на помощь войска. В противном случае предупреждали старшины «на низу и на Украине будет воровство, как при Стеньке Разине». Это тревожное сообщение побудило правительство к решительным действиям. Оно арестовало находившегося в Москве одного из руководителей движения атамана зимовой станицы Чурносова и потребовало от донского наказного атамана схватить и казнить другого предводителя раскольников - атамана Самойлу Лаврентьева.
После этого Фрол Минаев направил с карательной экспедицией по казачьим раскольническим городкам тысячный отряд под командованием атамана Осипа Михайлова. К этому времени из-за жестоких преследований правительства на Верхний Дон и его притоки бежало много раскольников. Так, к 1686 г. по реке Медведице уже существовало 17 раскольнических поселений, а общее число жителей в них достигало двух тысяч человек. Действия карательной экспедиции лишь усилили волнения среди староверцев, голутвенных казаков и беглых людей, оказавшихся под угрозой беспощадной расправы и высылки на прежние места жительства.
Большое число старообрядцев собралось в Заполянском городке на Медведице. Михайлов не решился атаковать его и запросил подкрепления из Черкесска. Воспользовавшись этим замешательством, раскольники решили укрепиться на Медведице. Их отряды захватили в августе 1688 г. Етерев и Островский городки и даже попытались овладеть Усть-Медведицким городком. Эти успехи раскольников вызвали новый всплеск волнений среди казаков. В связи с этим саратовский и царицынский воеводы выражали серьезные опасения за свои города, опасаясь восстания местных старообрядцев.
Тогда правительство дало указание Войску направить против раскольников все силы «верных царю» казаков; одновременно царицынский, тамбовский и козловский воеводы получили распоряжение послать на Дон отряды ратных людей. Во второй половине августа 1688 г. военные действия возобновились, но казаки сражались против раскольников вяло и неохотно. Лишь с подходом из Царицына большого отряда стрельцов объединенные силы начали наступление на Заполянский городок. Население городка, несмотря на свою малочисленность (300 мужчин и 600 женщин), пять месяцев оказывало яростное и мужественное сопротивление превосходящим силам противника. Наконец, в апреле 1689 г. городок был взят. Все его защитники были зверски перебиты.
Затем началось жесткое преследование участников староверческих отрядов по всей территории Донского края. Многие старообрядцы вынуждены были бежать на реки Куму и Кубань. Оставшихся раскольников жестоко наказывали, приводили к крестному целованию.
Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.
Продолжение темы:
XVII в. Казаки потянулись к Москве, считая ее центром православия, в чём впоследствии раскаялись.
Кодекс чести Степана Разина -- обычаи ордынских ханов. За убийство послов, неминуемая кара -- святая месть.
Последствия булавинского восстания -- конец вольницы Донских Казаков. XVIII век .
XVII в. Социальное расслоение у Донских Казаков -- домовитые и голутвенные.
ХV-ХVII вв. Городовые, вольные, сторожевые казаки, а также(!): казанские, азовские, крымские.
ген. И. Ф. Быкадоров: ТОЛЬКО САМО КАЗАЧЕСТВО СМОЖЕТ БЫТЬ КУЗНЕЦОМ СВОЕГО СЧАСТЬЯ.
Инициативы Донских Казаков по сходу беглых на Дон.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Очередная казачья гражданская война -- никонианцы против старообрядцев; брат на брата.
Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.