Обратимся к очередному мифу. Формулируется он так: в 1941-1942 годах Красная армия в противостоянии с вермахтом выстояла исключительно благодаря военным поставкам по программе ленд-лиза. В критический момент битвы за Москву именно ленд-лизовские танки сыграли решающую роль в сдерживании немцев.
Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал материальную помощь странам-союзницам во Второй мировой войне. Первоначально в программу поддержки были включены Китай и Великобритания. В октябре 1941-го к ней присоединили и СССР.Так что первые поставки техники, боеприпасов, продовольствия, медицинского оборудования, лекарств и стратегического сырья пришлись на первую военную осень.
Первые танки «Валентайн» («Valentine»), произведённые в Великобритании, появились на советско-германском фронте в середине ноября 1941 года. В частности, они действовали под Клином и Солнечногорском.
Однако стоит отметить, что в этот период количество импортных танков, поступивших на вооружение Красной армии, исчислялось единицами процентов от их общего количества.
О том, что эти машины были малочисленны и поэтому незнакомы большинству военных, говорит один казус. 16 мая 1942 года в газете «Известия» был напечатан снимок с поля боя с пояснительным текстом: «Западный фронт. Бесславный конец фашистских танков, пытавшихся прорвать наш передний край на одном из участков фронта».
Но вскоре после публикации главному редактору позвонили сверху и указали на ошибку. Оказалось, что на фото изображён английский танк «Матильда» (Matilda II), подбитый немцами.
Заметка аукнулась и в высших эшелонах власти и за рубежом. Пропагандисты Геббельса тут же подняли крик о том, что русские не могут совладать с германскими танками и потому выдают за свои трофеи подбитые немцами «матильды». Подобные заметки появились и в прессе некоторых нейтральных стран.
По этому поводу руководству страны Советов пришлось объясняться с представителями английского посольства и печатать опровержение вызвавшей международный скандал заметки.
В целом же количество ленд-лизовских танков в частях Красной армии за годы Великой Отечественной войны составило 12,3%, самолётов – 13% от их общего количества.
Говоря о ленд-лизе надо учитывать и то, что в связи с организацией и налаживанием логистической структуры существенно нарастить объём грузов, перемещаемых в СССР из США, Великобритании и Канады, удалось лишь к 1943 году.
Отчасти это было следствием того, что в начале 1942 года немцы сосредоточили в северных морях достаточно крупные силы военно-морского флота, препятствуя прохождению конвоев из США и Англии. В то время потери грузовых кораблей союзников оказались существенны и пропускная способность мурманского маршрута – невелика. В качестве примера можно вспомнить печально известный арктический конвой PQ-17, состоявший из 35 грузовых кораблей и потерявший в Баренцевом море в ходе нападений немецких подлодок и авиации 22 транспорта и
2 вспомогательных судна.
Поэтому в критические моменты войны (битва за Москву, Сталинградская и Курская битвы) Советскому Союзу приходилось рассчитывать исключительно на свои силы.
Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Цифра на первый взгляд внушительная – 375 тысяч. Но и здесь нужно учитывать, что это общий показатель за всю войну. А, к примеру, на
1 января 1942 года, согласно данным Главного автомобильного управления, советский автопарк состоял из 99,6% отечественных машин. При этом оставшиеся 0,4% были не ленд-лизовские автомобили, а ранее закупленные импортные.
Если брать следующую реперную точку – 1 января 1943 года, за полгода до самой грандиозной за всю мировую историю Курской битвы – то здесь количество отечественных машин, эксплуатируемых Красной армией, составляет 93,7%. То есть наблюдается небольшой приток ленд-лизовского транспорта. И лишь к 1945 году его процент значительно увеличивается, достигнув отметки 30,4.
Аналогичная ситуация складывалась практически со всеми видами заокеанской помощи: порохами, стратегическим сырьём (в том числе нефтепродуктами), продовольствием и т.д.
Нельзя спорить с тем, что любая союзническая помощь в борьбе с фашистской Германией была ценна. Однако говорить о том, что именно за счёт неё армии Советского Союза удалось компенсировать материальные потери первого этапа войны, и, соответственно, выстоять против немцев, не приходится.
СССР в кратчайшие сроки, благодаря собственным ресурсам, удалось восстановить объёмы производства захваченных или уничтоженных врагом предприятий. Таким образом, подавляющее большинство единиц вооружения, военной техники, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия, поставляемых в Красную армию, было отечественного производства, и лишь незначительная часть – импортного.
Читайте также о другие статьи цикла:
- Чёрные мифы Великой Отечественной: как "проморгали" начало войны