Как научиться побеждать в важных моментах
«Большие дни» случаются в нашей жизни, у кого-то часто, у кого-то реже, но случаются у всех. Например, выпускные экзамены в школе, вступительные в институт, затем важное собеседование на работе или презентация, я уже не говорю про спортивные выступления и концерты. По-сути, у нас есть несколько поведенческих моделей: сдать позиции (забыть шпаргалку или текст выступления), сделать все «на троечку» и отложить судьбу на потом или отдать на волю случая, а можно мобилизовать силы и превзойти все ожидания. Почему некоторых из нас стресс выбивает из колеи, а других наоборот мотивирует и помогает раскрываться?
Наиболее ярко такие проявления можно наблюдать в спорте. Когда нужно выполнить простое механическое действие: забросить мяч в корзину или забить последний пенальти, но некоторые игроки не справляются с давление и мажут. В такие моменты мы часто создаем собственное напряжение внутри себя и стараемся выполнить движение максимально правильно, тем самым не отдаемся инстинкту, а включаем голову и рациональность. Это практически тоже самое, что пытаться анализировать каждый шаг своей ходьбы. Мы зацикливаемся на конкретных действиях и нас может начать одолевать паника, потому что цена ошибки слишком высока. Как избежать этого?
Моделирование ситуации. Тут не открою каких-то истин, все вполне стандартно. Если хотите научиться хорошо выступать перед аудиторией, то надо чаще практиковаться, как минимум выучить речь и порепетировать, максимум попрактиковаться перед родными или друзьями, продумать детали и вопросы, которые могут случиться в процессе презентации. В общем, тренировки решают.
Полюбите стресс. Получайте удовольствие от событий, которые с вами происходят. Если вас пригласили на собеседование в компанию, в которой вы хотели бы работать, то покажите все, на что вы способны. Но до этого походите как можно больше на другие встречи, желательно на те, которые наиболее сложные и неприятные для вас и просто рискните в какой-то ситуации. Такое нестандартное поведение освободит от напряжения и поможет сформировать новую поведенческую привычку.
У меня есть друг Василий, который очень неохотно рассказывал руководству и коллегам о своих успехах на работе. Потому что для него это был стресс. Просто в его семье было не принято хвалиться. Любые результаты воспринимались как должное или подвергались критике и иронии. В какой-то момент он осознал, что это просто необходимо для продвижения по работе. Тогда он начал аккуратно говорить о себе: один, два, три раза. В чатах, на личных встречах, на общих собраниях. И теперь может абсолютно любому человеку сказать: «Я сделал этот проект». Спокойно и уверенно.
Меняйте тактику. Есть такая фраза — «глупо совершать одни и те же действия, но при этом ожидать другого результата». Если понимаете, что проигрываете, то предпринимайте какие-то шаги для победы и изменения положения. Поймите, что удается вам наиболее хорошо, с какими людьми общение максимально эффективное, какие ритуалы прибавляют очков к силе. Если вы всегда рассказываете презентацию четко и структурировано, то добавьте какую-то шутку или обыграйте забавную ситуацию. Анализируйте свои неудачи, ведь они больше открывают ключей к успеху, чем положительный опыт.
Если вам нужна психологическая консультация, то приходите ко мне в Телеграм: https://t.me/gbakhin
Или подписывайтесь на мой на канал — https://t.me/psyhobah