А байка-то правдивая. Некоторые аксакалы автомобильного дела говорят, что ездить надо исключительно на двух тысячах оборотов. Чуть 2500 на одометре – сразу переключаться. И вроде бы аргументы приводят разумные: говорят про нагрузку на двигатель, про экономию топлива и про оптимальный режим работы, но только верить безоговорочно этим аксакалам не стоит.
Сам грешен, всегда стараюсь занижать обороты, но до езды внатяг не довожу. Тем не менее есть все-таки несколько случаев, когда езда на небольших оборотах оправдана. В общем, давайте разбираться...
Сразу надо сделать оговорку, что все двигатели разные. Один любит обороты, а другой наоборот к ним относится с недоверием. Понять, какие обороты будут оптимальными для вашего двигателя легко: на сравнительно небольшой скорости включаете повышенную передачу и нажимаете на педаль газа.
Можно в пол, можно наполовину: главное, чтобы нажатие было значительным. Нам нужно, чтобы в цилиндры пошел приток смеси. Сначала двигателю будет не очень приятно: он начнет мало-помалу набирать обороты, и в определенный момент у него как будто откроется второе дыхание. Ну, или первое, кому как удобнее...
В этот момент смотрим на тахометр и понимаем, где у вашего автомобиля находится так называемая полка крутящего момента. В районе этой "полки" и надо поддерживать обороты, если вы хотите, чтобы двигатель работал в оптимальном режиме.
Потому что масляное голодание на малых оборотах — это не выдумка. Эффективность смазки напрямую зависит от частоты оборотов коленвала, следовательно, чем выше обороты, тем лучше смазываются трущиеся детали. В определенный момент они выходят на масляный клин (по аналогии с водяным клином, когда при движении на большой скорости по глубокой луже колеса авто теряют сцепление с поверхностью).
При оборотах меньше двух тысяч этого масляного клина нет, но и нагрузка на двигатель сравнительно небольшая. А вот если ехать, скажем, на полутора тысячах, а потом резко нажать на газ, то из-за резкого притока смеси нагрузка увеличится, а масляного клина нет. В этот момент мы и убиваем двигатель: даем большую нагрузку при недостаточной смазке.
Если уж хотите динамично ехать, то держите обороты в районе 3000-4000 об/мин. На многих двигателях это уже практически та самая "полка", о которой говорилось ранее, так что подхват будет хороший. Да и коленвал раскручен достаточно, чтобы обеспечить необходимую смазку трущимся деталям.
Небольшие обороты допустимы лишь в паре случаев. Первый — это когда за рулем едет адепт "пенсионерского" стиля вождения. Ему не нужно никуда активно разгоняться, поэтому сильно на педаль газа он не давит никогда. При езде в таком режиме нагрузка на двигатель минимальная, поэтому нет такой необходимости в образовании масляного клина, а значит можно спокойно ездить на 2000-2500 об/мин. Я бы даже сказал, очень спокойно и неторопливо...
Ну, и второй вариант — это движение по трассе с постоянной скоростью. Когда не нужно резко разгоняться и есть выбор между парой передач, я всегда включаю высшую. Допустим, на скорости 90 км/час можно ехать на пятой передаче примерно на 3000 об/мин, или же на шестой, но при этом обороты будут в районе двух тысяч. Я часто выбираю второй вариант, потому что если нет резких разгонов, то нет и ударной нагрузки на двигатель. А если так, то зачем жечь лишнее топливо?
А на каких оборотах ездите вы в нормальном режиме по городу и по трассе?
Ваш "Владимирский тяжеловоз"