Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Правда ли, что при езде на низких оборотах мы "убиваем" двигатель? Разбираемся в старой байке мотористов

А байка-то правдивая. Некоторые аксакалы автомобильного дела говорят, что ездить надо исключительно на двух тысячах оборотов. Чуть 2500 на одометре – сразу переключаться. И вроде бы аргументы приводят разумные: говорят про нагрузку на двигатель, про экономию топлива и про оптимальный режим работы, но только верить безоговорочно этим аксакалам не стоит.

Сам грешен, всегда стараюсь занижать обороты, но до езды внатяг не довожу. Тем не менее есть все-таки несколько случаев, когда езда на небольших оборотах оправдана. В общем, давайте разбираться...

Две тысячи на тахометре, скорость в районе 35 км/час
Две тысячи на тахометре, скорость в районе 35 км/час

Сразу надо сделать оговорку, что все двигатели разные. Один любит обороты, а другой наоборот к ним относится с недоверием. Понять, какие обороты будут оптимальными для вашего двигателя легко: на сравнительно небольшой скорости включаете повышенную передачу и нажимаете на педаль газа.

Можно в пол, можно наполовину: главное, чтобы нажатие было значительным. Нам нужно, чтобы в цилиндры пошел приток смеси. Сначала двигателю будет не очень приятно: он начнет мало-помалу набирать обороты, и в определенный момент у него как будто откроется второе дыхание. Ну, или первое, кому как удобнее...

Уже 3000 об/мин, а стрелка спидометра еле переползла за отметку в 40 км/час
Уже 3000 об/мин, а стрелка спидометра еле переползла за отметку в 40 км/час

В этот момент смотрим на тахометр и понимаем, где у вашего автомобиля находится так называемая полка крутящего момента. В районе этой "полки" и надо поддерживать обороты, если вы хотите, чтобы двигатель работал в оптимальном режиме.

Потому что масляное голодание на малых оборотах — это не выдумка. Эффективность смазки напрямую зависит от частоты оборотов коленвала, следовательно, чем выше обороты, тем лучше смазываются трущиеся детали. В определенный момент они выходят на масляный клин (по аналогии с водяным клином, когда при движении на большой скорости по глубокой луже колеса авто теряют сцепление с поверхностью).

Это неправильно, так ездить не нужно: плохой пример не надо с меня брать...
Это неправильно, так ездить не нужно: плохой пример не надо с меня брать...

При оборотах меньше двух тысяч этого масляного клина нет, но и нагрузка на двигатель сравнительно небольшая. А вот если ехать, скажем, на полутора тысячах, а потом резко нажать на газ, то из-за резкого притока смеси нагрузка увеличится, а масляного клина нет. В этот момент мы и убиваем двигатель: даем большую нагрузку при недостаточной смазке.

Если уж хотите динамично ехать, то держите обороты в районе 3000-4000 об/мин. На многих двигателях это уже практически та самая "полка", о которой говорилось ранее, так что подхват будет хороший. Да и коленвал раскручен достаточно, чтобы обеспечить необходимую смазку трущимся деталям.

Так что если вы любитель динамичных наборов скорости, то обороты придется держать приличные
Так что если вы любитель динамичных наборов скорости, то обороты придется держать приличные

Небольшие обороты допустимы лишь в паре случаев. Первый — это когда за рулем едет адепт "пенсионерского" стиля вождения. Ему не нужно никуда активно разгоняться, поэтому сильно на педаль газа он не давит никогда. При езде в таком режиме нагрузка на двигатель минимальная, поэтому нет такой необходимости в образовании масляного клина, а значит можно спокойно ездить на 2000-2500 об/мин. Я бы даже сказал, очень спокойно и неторопливо...

Ну, и второй вариант — это движение по трассе с постоянной скоростью. Когда не нужно резко разгоняться и есть выбор между парой передач, я всегда включаю высшую. Допустим, на скорости 90 км/час можно ехать на пятой передаче примерно на 3000 об/мин, или же на шестой, но при этом обороты будут в районе двух тысяч. Я часто выбираю второй вариант, потому что если нет резких разгонов, то нет и ударной нагрузки на двигатель. А если так, то зачем жечь лишнее топливо?

А на каких оборотах ездите вы в нормальном режиме по городу и по трассе?
Ваш "Владимирский тяжеловоз"