C самого рождения мы слышим песни и стихи, которые имеют волшебные свойства успокаивать, убаюкивать, поднимать настроение или передавать эмоции. Стихотворения — неотъемлемая часть воспитательного процесса и развития детей. Поэзия дает простор для манипуляций с языком, креативности. Возможность рифмовать и находить неожиданные словесные пары приводит детей в восторг. Хотя бы вспомнить, как они обожают считалочки, где нет смысла, но есть рифма. Это первая ступень к пониманию поэтического языка.
На примере своих детей вижу, как им нравится создавать поэзию. Даже самый простой стишок, придуманный самостоятельно, дает им огромное удовлетворение. Стихи помогают усваивать фонетическую составляющую языка. Но поэзия — это не только рифма, но еще и ритм, интонация, метафоры, эпитеты и так далее. Все это учит ребенка читать между строк, задавать хорошие вопросы, находить счастье в поэзии. Это невероятно полезный инструмент, особенно для изучения иностранных языков. Многие преподаватели подтвердят, что те слова, которые ребенок изучает вместе с парой в определенном контексте, запоминаются гораздо быстрее (dog-frog/ hare-bear/ cat-rat-bat). Слово создает более крепкие связи в памяти, когда стоит не изолированно, а в группе других слов. Понимая полезность стихотворений, почему бы не научить своих учеников писать их самостоятельно. Посмотрим, каким образом можно это сделать.
Для начала, нужно помочь ребенку понять разные стихотворные формы и дать возможность познакомиться с примерами хорошей поэзии. Это поможет им лучше разобраться в смыслах слов и предложений, в ритмике, которую могут создавать слова. Выберите несколько однотипных по форме стихотворений. К примеру:
Разберите и выделите, на каких словах заканчиваются строчки, как они создают рифму, как влияют на основную мысль. Можно показать, что в некоторых стихотворениях даже отдельные звуки имеют большой смысл, как в колыбельной:
Sleep, baby, sleep!
Thy father tends the sheep,
Thy mother shakes the branches small,
Whence happy dreams in showers fall.
Sleep, baby, sleep!
Повторяющийся во многих словах звук “s” имеет убаюкивающий эффект.
После разбора нескольких стихов для первых попыток самостоятельного сочинения можно выбрать песню, и предложить придумать новые слова для этой мелодии, сохраняя форму оригинального текста. Музыка поможет лучше понять ритмику стихов. Например, переделать песню “In the jungle”.
In the jungle, the mighty jungle
The lion sleeps tonight
In the jungle, the quiet jungle
The lion sleeps tonight
“In the house, the noisy house,
The kitten sleeps today,
In the bedroom, the quiet bedroom,
The kitten sleeps all day”.
Покажите свой вариант ученику и попросите сделать то же самое.
Дальше можно поэкспериментировать с более персонализированными стихотворениями, попросив ученика вспомнить и написать несколько предложений о том, в каком интересном месте он был недавно. После описания своих впечатлений, попробуйте сократить рассказ до размеров четверостишия и добавить слова, которые придадут тексту рифму.
Last week, I went to the cinema “Sky”. The movie was amazing. I was really excited. I went there with my friends, and we laughed all the way back home.
Last week my friends and I
Went straight to the cinema “Sky”
The film was amazing,
We came home dancing!
Этот вариант сочинительства может здорово развивать креативность.
Помните ли вы, как в детстве нравилось писать акростих. Школьники обожают писать свое имя где попало, вот и отличный повод написать стихотворение из букв своего имени. Такое задание менее сложное, так как есть определенные буквы, а значит, количество возможных слов значительно снижается. Тему для стихотворения оставьте на усмотрение ребенка. Акростих можно писать и с именами родителей, братьев и сестер, друзей, любимых домашних животных.
Облегчит написание стихов сайт Poetry4kids, где можно ввести слово и посмотреть, какие слова рифмуются с ним. Хотя, конечно, самостоятельный процесс обдумывания и вспоминания слов гораздо интереснее.
Дайте ученикам простор для воображения, и вполне возможно, что они прославят вас поэмой на английском собственного сочинения!
Творческого всем настроения!
Лусик Арустамова