С первой фрустрацией человек сталкивается еще в раннем возрасте. Когда он тянет руки к интересным коробочкам на столе, чтобы помять их, тактильно освоить, попробовать на вкус и еще много чего с ними сделать. А родитель забирает их из рук, с целью ограничить контакт ребенка с коробочкой таблеток.
Обосновано? Да.
Ребенок в этот момент проживает фрустрацию, состояние непреодолимой преграды на пути к его цели.
Что делает заботливый родитель, предоставляет ребенку большой арсенал игрушек, выбирай не хочу. А сейчас чаще не игрушки, а видеоряд ярких, мелькающих, громких образов.
Посыл такой - вот тебе широкий выбор, реализуйся, смотри, изучай, играй.
И вот здесь, как раз и уместно делать паузу родителям, чтобы способствовать эффективному проживанию ребенком состояния фрустрации.
А именно. Учиться адаптировать окружающий мир под реализацию своих потребностей.
И из одной игрушки моделировать целые миры с разными сценариями.
Не дали коробочку с лекарствами для игры, пошел и нашел по форме или общим признакам другую игрушку, либо если потребность была в личном внимании родителя, присоединился через действие или эмоции.
Таким образом, проживание фрустрации, является неотъемлемой частью освоения навыка адаптации и самореализации человека.
Часто ребенок говорит «во что будем играть?». Здесь важно выдержать паузу и задавать наводящие вопросы, чтобы мышление ребенка развивалось на формирование и удержание внимания. Но быстрее, предложить100500 вариантов, ведь не дай Бог, ребенок заплачет.
Вы строили дома штаб?
Мы строили) Из подушек, кастрюль, швабры и маминого покрывала, оно было плотное, но и запретное. Солдатики были и принцами и воинами и злодеями и героями, согласно сюжету текущей игры.
Сколько игр вы придумывали из единственного мяча на весь двор?
У взрослого человека проживание фрустрации происходит более сглажено. Есть диссонанс в ограничениях цели, он моделирует поведение для обходных и новых путей.
Сегодня застрял в пробке, опоздал на важную встречу, завтра вышел пораньше.
Сегодня поругался с начальником, завтра расставил приоритеты и профессиональным языком предложил решение конфликта.
Поссорился с родственниками, сон нарушился, отразилось на качестве жизни — почитал конфликтологию, освоил навыки коммуникаций с психологом, применил знания на практике.
Если же действия не предпринимаются, значит не мешает жить, а уже является частью сценария.
Если ситуация мешает жить, а действия не предпринимаются - здесь либо фантазийная бурная деятельность (обсуждение, обучение без практического применения).
Либо психологический протест и демонстрация значимым людям (даже не живым) их ответственности за нас.
Ответственность за чистую попу 2х летнего ребенка лежит на ком?
А 22х летнего?
Самое ценное, что мышление поддается развитию, чтобы влиять на вашу жизнь.
Возьмите ваш любой навык, найдите ему применение в 22х видах деятельности, услугах, профессии.
Или, да ну его?