Пехотные части в обороне начали широко использовать окопы довольно давно - еще в ходе обороны Севастополя 1855-1856 гг. Для танков же подобные инженерные сооружения начали применяться только в ходе Второй Мировой войны, что существенно повысило выживаемость бронетехники в бою. Правда, окопы для танков в то время приходилось подготавливать самим экипажам, что занимало у них порой целый день и отнимало массу сил. Зато наступающий противник мог видеть только башню танка - корпус бронетехники становился практически неуязвим для атакующих.
Облегчить жизнь танкистам и разгрузить инженерные части первыми додумались советские конструкторы при проектировании танка Т-64. Именно в его конструкцию впервые в мире было внедрено оборудование для самоокапывания, позволяющее подготовить укрытие типа «танк в окопе» всего за полчаса. Оно представляло собой расположенный на лобовом нижнем бронелисте специальный отвал, который в походном положении примыкал к броне, усиливая тем самым бронезащиту.
В рабочее положение отвал приводится механиком-водителем непосредственно из отделения управления танком. Встроенный отвал для самоокапывания впоследствии устанавливался на все последующие советские и российские танки, от него не отказались даже в «Армате».
А вот западная бронетехника долгое время не имела возможности самостоятельно подготовить себе окоп. Возможность установки навесного бульдозерного оборудования предусмотрена лишь на современных западных танках.