Найти в Дзене

Фильм «Война и мир» глазами историка

Оглавление

Поскольку экранизаций романа Толстого «Война и мир» много, и у нас в стране, и в мире, уточню, что речь про фильм Сергея Бондарчука.

Его многие критиковали и критикуют, но всё познаётся в сравнении. И если ставить его рядом и с иностранными версиями, и с нашими, то, как мне кажется, фильм Бондарчука самый удачный.

-2

За что не любили Льва Толстого?

Надо сказать, что не любили его очень многие и по многим причинам. Но в данном случае речь о том, за что его сильно невзлюбили участники Отечественной войны 1812 года. Которых на момент выхода романа «Война и мир» жило в России ещё немало. Возможно, для кого-то из моих читателей это будет неожиданностью, но роман Толстого участниками войны был оценён крайне негативно.

Говоря современным языком, его обвинили в искажении истории, и если брать современные аналогии, то он выглядит как предшественник Пикуля и прочих авторов псевдоисторических романов.

Министр просвещения Авраам Норов в 1868 году даже написал статью «Война и мир 1805—1812 с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника». По его мнению, попытки Толстого давать описания военных действий, рассуждать о стратегии, описывать диспозиции и даже рисовать планы, были на уровне дилетанта. Норов имел право так говорить, он в Бородинском сражении лишился ступни, но продолжил военную службу на протезе: с него тоже можно было писать «Повесть о настоящем человеке» того времени, впрочем, таких как он было много.

-3

Самым известным критиком романа был князь Пётр Андреевич Вяземский. Писатель, поэт, литературный критик, государственный деятель, основатель Русского исторического общества. В войну 1812 года вступил в ополчение, в Бородинском сражении под ним была убита лошадь, а затем ранена вторая. За Бородино получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом. «Воспоминания о 1812 годе» Вяземского были высоко оценены современниками и за точность, и за литературный талант автора.

Из различного рода неточностей романа «Война и мир» составлены целые книги. Кому-то это покажется неважным, но у офицеров, воевавших с Наполеоном, взгляды были иные. А их мнение нельзя не уважать, они кровь в той войне проливали.

-4

Оловянные солдатики полковника Люшковского

Поскольку я пишу не про роман, а про фильм, то хочется заметить (к чести его создателей), что в отличие от романа в нём как раз многие исторические ляпы убрали.

Фильм был один из самых дорогих в советском кинематографе, и в частности было пошито огромное количество мундиров того времени. Причём все они выполнены с высочайшей достоверностью. Это стоит особо подчеркнуть, поскольку в романе Толстого по поводу мундиров очень много ни на чём не основанных фантазий.

-5

Мало кому известно, что немалую роль в создании картины сыграли оловянные солдатики из коллекции полковника М. В. Люшковского, сделанные им самим. Все батальные сцены изначально выстраивались из фигурок его огромной коллекции.

Коллекция Люшковского хранилась долгие годы в запасниках музея Суворова. И теперь, как я понимаю, её можно увидеть (вместе с другими) в единственном Музее Оловянного солдатика
Коллекция Люшковского хранилась долгие годы в запасниках музея Суворова. И теперь, как я понимаю, её можно увидеть (вместе с другими) в единственном Музее Оловянного солдатика

Конечно везде можно найти недостатки, но все-таки создателям фильма удалось довольно достоверно передать характер сражения той эпохи. И заслуга оловянных солдатиков в этом велика.

-7

В каком же полку служил Андрей Болконский?

Собственно, князь Андрей персонаж вымышленный и не имеющий точного прототипа. Он как бы собран из нескольких прототипов, причём совершенно разных. Поэтому, казалось бы, глупо искать, где именно он мог служить. Но я поднял этот вопрос не столько чтобы разобраться в его биографии. А для того, чтобы поговорить про само Бородинское сражение, в котором Болконский был ранен.

Как написано у Толстого:

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей.

Надо заметить, что и этот эпизод также вполне справедливо подвергается критике. Но я бы хотел обратить внимание на другое. Что полк отнюдь не ходил в атаку, а просто стоял колонами под артиллерийским огнём. Мы привыкли воспринимать Бородинскую битву как атаки кавалерии и пехоты, ожесточенные рукопашные схватки. Однако всё это было в первой половине дня. Точная хронология Бородинской битвы до сих пор не установлена, как это не странно. Но все описания и воспоминания сводятся к тому, что известные схватки за флеши, батарею Раевского, бои за Утицу и пр. происходили в первой половине дня до 16, а то и до 14 часов. А позже войска стояли друг против другу и сотни пушек вели ожесточённый огонь, нанося огромные потери друг другу.

-8

Именно этот момент описан у Толстого и хорошо показан в фильме. Бородинское поле очень небольшое по размерам, и артиллерия того времени, даже с её небольшой дальностью стрельбы, легко простреливала его полностью. Известно, что ядра падали чуть не под ноги Наполеону, спасало лишь то, то точность стрельбы орудий была никакая.

Трудно представить, каково стоять в полный рост, в колоннах, и видеть, как в тебя летят ядра, как они калечат твоих товарищей рядом. И ждать, когда попадёт в тебя. Это даже не в окопах сидеть под обстрелом. Герои были наши предки, ничего не скажешь.

Настоятельно рекомендую вам также мою статью:

Фильм «Баллада о солдате» глазами историка

И не забудьте подписаться на мой канал.