Провинциальным дизайнерам порой приходится сложнее, чем выживающим в модных синдикатах маркам. Особо упорных не останавливают цены на пошив коллекций одежды, а множественные конкурсы и премии только подстегивают доводить каждую созданную модель до совершенства. Сегодня мы расскажем о трудностях и казусах именных марок за пределами МКАДа на примере дизайнеров трех российских периферий
Пожалуй, Нина Ручкина - самый известный дизайнер Свердловской области, чьи творения носят красавицы далеко за её пределами. О себе говорит скромно, наполняя головы поклонников и свои страницы в социальных сетях лишь яркими снимками лукбуков новых коллекций, успешно умалчивая о друзьях и личной жизни. Эта, не побоимся сказать, светская дама следит за приватностью своего окружения не хуже любого стража из фильмов «под Средневековье». А дела у созданного ею бренда, тем временем, идут хорошо: модельер продает платья с детскими рисунками в качестве принтов, CD-диски с историями некоторых ее коллекций, авторские гжельские платки (а ведь выпуск линии аксессуаров многим дизайнерам непозволителен с точки зрения бюджета и, более того, обременителен – слишком много конкурентов).
Сезон за сезоном модный Дом Ручкиной представляет свои вещи расплодившимся шоу-румам и местным lifestyle-журналам (первым для продажи, вторым – для фотосессий). Образ энергичной и успешной молодой женщины, время от времени выходящей на подиум в качестве модели собственного бренда (благо рост и внешность позволяют), заставляет всю остальную дизайнерскую тусовку Екатеринбурга кусать локти и мечтать о той же славе. Хотя бы в пределах «родного околотка».
К слову, дизайнеров, как выяснилось, в бывшем индустриальном Свердловске около десятка. Половину из найденных на просторах Интернета имен мы слышим впервые; некоторые из них еще не мелькают даже на местных Неделях моды, создавая вещи для узкого круга клиентов. Однако есть и радующие своим напором личности. К примеру, Юлия Град - «свободный художник», превращающий белые полотна футболок в подобие антистресс-раскрасок. Сплетение тонких линий вырисовывает на макетах то индийского слона, то мультяшную Минни Маус. В конце весны этого года дизайнер планирует переселиться на один из теплых европейских островов, а пока радует посетителей эклектичных шоу-румов уголками своей марки.
Не стоит забывать и о самих шоу-румах. Фестиваль Sandarina Market, уже много лет собирающий любителей моды и культурного отдыха, раз в сезон на своей площадке представляет корнеры практически всех в разной степени известных стране (и Екатеринбургу в частности) дизайнерских марок. Надо сказать, торговая площадь на Sandarina Market’e и в любых других шоу-румах недешевая, и далеко не каждый дизайнер может себе это позволить. Размещение в модных журналах, не слишком распространенных в провинции, но все же имеющих место быть, также стоит денег.
На подобную раскрутку соглашаются только располагающие финансовыми возможностями и уверенные в эксклюзивности создаваемой ими одеждой дизайнеры. Остальные пытаются подобраться к Олимпу с другой стороны: штурмуют профессиональные конкурсы, создают торговые страницы в Инстаграме, пытаются связаться с руководством крупных фестивалей костюма. Кому-то это даже удается и, минуя малопривлекательный путь оплаченного пиара, подобные экземпляры добиваются все больших высот. Кто-то, не выдержав давления, конкуренции или еще какого-нибудь «страшного сна дизайнера», переименовывает модный Дом в ателье под тем же названием.
К примеру, модный Дом Shiskin, специализирующийся на продаже мужских костюмов на все случаи жизни, большое внимание уделяет ателье, которое функционирует параллельно выпуску новых моделей в каталоге. Даже название сайта Дома не упоминает причастности марки к дизайнерскому кругу – «пошив мужского костюма, костюм на заказ». Многие провинциальные бренды, как только что созданные, так и открытые уже не первый год, предпочитают заниматься своим ателье, нежели выпускать коллекции одежды. Первое для них куда менее затратно, нежели второе, привлекает быстрая окупаемость, большее количество клиентов. Для создания одежды, конечно, требуются дополнительные средства, именно поэтому многие дизайнерские проекты в своей среде называются попросту стартапами, зачастую с нулевым капиталом.
Разумеется, успех дизайнера в российской провинции не сравним с тем же успехом, что в Москве. Изучавшая дизайн одежды, кажется, еще со школьной скамьи, Наталья Соломеина за все время существования ее «Соло Дизайна» успела засветиться в нескольких популярных местных программах о моде и стиле, наработать профессиональные связи, найти корпоративных клиентов, желающих доверить ее Дому создание их фирменного стиля, поучаствовать в Неделях моды и днях pret-a-porter. Сейчас Наталья, можно сказать, находится на уровне известных российских и мировых дизайнеров, выпуская по 2 коллекции в год. После крупных мероприятий и показов с участием марки, цены на её одежду не подскакивают до потолка, как у Потемкиной или Французовой, когда интерес к их брендам со стороны светской тусовки достигает апогея. А уже упомянутый интерес к самой Соломеиной и к её коллекциям не иссякает на протяжении долгих лет.
Список дизайнеров Калининграда, как ни странно, начинается сразу же с перечисления лучших ателье. Несмотря на близость города к ведущим европейским столицам и своеобразный колорит, подчистую в корне отличающийся от московской действительности, дизайнеров здесь примерно столько же, сколько и на Урале. Одним словом, раз-два и обчелся. Из тех, кто всегда на слуху, можно отметить Дмитрия и Ксению Кудрявцевых. Семейная пара специализируется на женском платье, владея собственным ателье.
Как и упомянутая выше Наталья Соломеина, оба супруга с детства хотели посвятить себя швейному делу, правда, в отличие от Наташи, Дмитрий, более медийная персона в чете Кудрявцевых, не получил высшего образования по своей специализации, забрав документы за полгода до выпуска. По его словам, учеба в университете не может дать начинающему дизайнеру необходимых знаний (а практика их дать, вроде как, обязана). Не нужно забывать и той детали, что по все же полученному диплому бакалавра Дима – экономист, и все риски своего семейного дела на рынке моды просчитываются им от и до. Кстати, свои платья дизайнеры часто отправляют большими партиями в тот же Екатеринбург. Возможно, секрет их успеха – не только женственная одежда, но и совместное увлечение общим делом, которое для обоих представляется скорее хобби, нежели настоящей работой.
Не представленное в большинстве российских домов Моды нижнее белье шьется здесь, посреди Европы, сразу после изготовления попадая в руки модных калининградок и исчезая как горячие пирожки. Маша Хома, собственноручно изготавливающая каждый бюстгальтер, купила свою первую швейную машинку во время декрета (до этого девушка ни разу не шила что-либо для себя или подруг). Сейчас она производит уникальные бескаркасные бюстгальтеры, отказываясь от «каталожного» принципа. Предпочитает живое общение (а также продает свои вещи посредством социальных сетей, общаясь там же с покупательницами из отдаленных регионов). По отзывам клиенток, её белье – «всегда качественное, с красивым минималистичным рисунком», а в общении дизайнер «терпелива, как Джин». Найти себя в на первый взгляд не интересном большинству деле, которое может легко провалиться в будущем, – искусство посложнее высших математик.
Интернету благодарна, конечно, не только Маша. Татьяна Данилевич, в разгар кризиса 2008 года основавшая в Калининграде свой сайт по продаже эксклюзивной одежды и украшений от дизайнеров со всей России, и сама создает уникальные модели. Пробивная девушка не испугалась даже некоторой неподготовленности родного города к своему проекту – в первые пару лет она отправляла заказы по всей России. В принципе, энтузиазм не иссяк и сейчас. Таня организует открытые маркеты и своеобразные шоу-румы для не боящихся перемен жителей Калининграда. И обходит возникающие проблемы играючи, будь то частое отсутствие в её регионе капсульных коллекций местных дизайнеров или разногласия с владельцем помещения, отобранного под новый шоу-рум.
Последний пункт обязательной программы – уже практически азиатский Владивосток. Близость Японии и Китая играет огромную роль в моде и образе жизни горожан. К примеру, «наш Лоран», как называют третьекурсника Сашу Варлакова модницы Владивостока, создает неотличимые от нарядов street-style-girls Милана и Токио коллекции, наполненные буржуазным шиком и темпом большого города одновременно. Несмотря на свой весьма юный возраст, молодой человек успел покорить *множество сердец* публику длинными алыми платьями и весьма неожиданными цветовыми решениями костюмов-троек. Женственные красавицы ликуют: дебютные работы Саши в хорошем смысле напоминают (не копируют) Ахмадуллину. Лично нас привлекает дуэт широкополой шляпы и платья с глубоким чувственным вырезом как оригинальное прочтение классики. Хочется отметить, что о своих домах Моды или студиях как об ателье здесь не говорит практически никто.
Таланты из Владивостока, кажется, собрали все сливки с «неприученного» к дизайнерскому разнообразию сурового края. Амбиции иногда помогают добиться высоких результатов, что на собственном примере доказывает Анастасия Шаклеина, победитель Международного форума моделей, талантов и дизайнеров Пьера Кардена. Shaklein открыла во Владивостоке собственный дом Моды, периодический вывозящий коллекции на показ в Рим и Нью-Йорк. По словам приморских критиков, работ такого уровня, как мини-коллекция для Кардена, Настя не показывала никогда (дизайнер создала 3 платья в сине-бело-черной гамме, отразив 3 настроения каждой девушки).
Наши предположения о богатстве Приморского края на молодые таланты полностью оправдывается, когда поисковик выдает информацию о бывшем враче из Штатов Виктории Эклат. Вика, сейчас также пробующая себя в фотографии, вместо лечения зубов своим американским пациентам, им же рекламировала клинику, где работала после соответствующего обучения. Дизайнерская жилка пересилила, и девушка вернулась в Россию, где, создав вместе со Swarovski ярко-красное платье для будущей победительницы «Красы России», феерично начала карьеру дизайнера. На снимках из лукбуков ее коллекций – летящая органза и мелкая сетка, слоями спускающаяся по подолу любого платья её авторства. Еще одна «французская девушка», как и у Саши Варлакова, культивирующая женственность и чувственность. Виктория, несмотря на все свои победы и теплые слова модных журналистов, пока не создала свой дом Моды. Вопреки ожиданиям, под своим именем дизайнер будет выпускать не платья, а спортивные костюмы. Думается, весьма женственные.
Тем временем, потенциальные клиентки домов Моды в столицах регионов иногда относятся к предлагаемому «продукту» скептически. Большинство непривередливых девушек, ищущих стиль за небольшие деньги, не готовы переплачивать за не слишком известное или не внушающее доверия имя дизайнера. На поиск подходящего дизайнерского ателье, количество коих все же перевешивает численность традиционные модных Домов, милых дам толкают необычные размеры одежды, нестандартный рост и какие-либо другие особенности фигуры. Но при поиске мастера для пошива платья на выпускной, свадьбу и торжественное событие девушки руководствуются рекомендациями знакомых, компетентностью швеи и ценником.
При обращении же в дизайнерское ателье о лояльности последнего и говорить не приходится. Также дизайнерский рынок часто умалчивает о необыкновенной схожести моделей начинающих дизайнеров с предлагаемыми в журналах кройки и шитья вариантами, предпочитая называть все огрехи индивидуальным почерком. Отдельного разговора заслуживают марки, открывающие свои филиалы в небольших, разбросанных по России, городках, но закрывающие производства в миллионниках. Благо, таких примеров не так уж и много (один из них - «АНО», ныне создающая корпоративную одежду фирма, пару лет назад закрывшая все свои бутики в крупных ТРЦ Екатеринбурга).
При сравнении популярных провинциальных дизайнеров с известными всей России, однозначного ответа дать невозможно. Качество одежды и у тех, и у других примерно одинаковое, всегда на уровне, периодичность выпуска коллекций не страдает (по крайней мере, если провинциальная марка действительно хорошо раскручена, ей удается 2 раза в год блюсти закон Недель моды), красота нарядов и свежесть идей – тоже. Отличаются, пожалуй, только цены – у областных светил моды они на порядок ниже, чем у их московских коллег. Наверное, поэтому жительница мегаполиса выбирает местные бренды, демократичность, особенно в сложившейся финансовой ситуации страны, играет важную роль.