Изменить в корне свою жизнь и испытать себя в новом качестве решил житель Ульяновска Виталий Степаненко. Закончив факультет иностранных языков местного педагогического университета, он попробовал себя и онлайн-учителем, в информационных технологиях, был чтецом-алтарником в церкви, и даже поработал в российской гвардии. «Эк тебя угораздило! – пошутили коллеги из полиции. - Из рая в ад попасть!» В 2018 году Виталий повторно открыл для себя «рай» в полном чудес, загадочном Китае и еще разок побывал посреди «ада», пережив в этой стране пик пандемии коронавирусной инфекции.
Подготовка в первую загранпоездку
Впервые Виталий услышал от сокурсника про возможность поехать в учителем в другую загадочную страну – Китай. Рассказ знакомого так впечатлил, что парень начал искать возможность узнать об этом больше и готовиться к поездке. Один из детских садов в провинции Хунань заинтересовался его резюме и сделал ему приглашение. Виталий дополнительно прошел онлайн-курс для учителя английского и получил сертификат TEFL (Преподавание английского языка как иностранного).
«Собирать и переводить на английский язык документы и справки пришлось долго и муторно, потому что рабочую визу в КНР получить сложно. Вдобавок наш диплом специалиста мало понятен в тех странах, где введена система бакалавриата и магистратуры. У меня, честно говоря, были мысли оставить эту затею во время подготовки, - признается Виталий.
Первые трудности
До поездки будущий учитель знал о Поднебесной только информацию из интернета и видео-блогов, поэтому впервые выехать заграницу было волнительно. Самой первой сложностью, как считает Виталий, для него как иностранца был языковой барьер. Если на английском многие граждане и иностранцы худо-бедно разговаривают, то на китайском языке ему не получалось общаться вообще. Даже заученные и фонетически правильно произнесенные Виталием фразы ставили его собеседников в тупик. Вдобавок иероглифы, которые сам ни расшифровать, ни написать не можешь.
«Меня просто не понимали! Например, просишь соль, несли сигареты! И как бы хорошо я не старался произнести слово, повторяя за носителями языка, его не могли распознать! Ну почему?»
Другой большой проблемой является интеграция в деловую жизнь и коммуникацию. В Китае необходима местная сим-карта, которая почему-то не подошла к его телефону. В итоге пришлось покупать новый мобильник.
Работающему в КНР иностранцу нужна также банковская карта, получение которой связано с местной бюрократией. В квартиру, которую снимал Виталий, пришлось проводить интернет. Когда эти все проблемы были устранены и на карточку пришла первая зарплата, можно было жить полной жизнью.
Работа и менталитет
Начав работать в учителем-воспитателем в детском саду, Виталий столкнулся с менталитетом местных служащих. Как считает он, в Китае царит почти армейская дисциплина и необходимость подчиняться государству. Девиз «Надо – значит надо!» как раз придуман про них. Также он отметил их какую-то неуемную тягу к переменам.
«Стоит какому-то процессу или порядку установиться, и еще не успел к этому привыкнуть, как появляется что-то новое. При этом на свой вопрос «Зачем это было менять?» я зачастую не мог найти ответа!» - поясняет наш собеседник.
Саму работу в частном детском саду с детьми 2-6 лет Виталий оценивает как жуткий стресс. В течение пары недель ему хотелось собрать вещи и уехать. Остановило его только отсутствие денег и нежелание бросать все на полпути после месяцев подготовки. Основная задача учителя в данном случае – погрузить детей в англоязычную среду. В данной ситуации речи не шло о каком-то методичном преподавании с темой урока и домашними заданиями.
Детсад предоставлял ему ассистентов, которые как правило плохо говорили на английском, и от них не было никакой пользы. Китайские дети зачастую вели себя неважно, пользуясь тем, что многие родители позволяют своим чадам все на свете. И после шумного детсада всегда хотелось тишины.
«Никаких методик и пособий не было, все поурочные планы приходилось делать экспромтом и сочинять по вечерам. В саду то не было бумаги, то не работал единственный принтер, то экран проектора, помочь с оргтехникой тоже было некому! Все приходилось придумывать и делать самому!» – сокрушается наш путешественник.
Плюсы и минусы страны
Говоря о положительном впечатлении от Китая, Виталий восхищается их представлениями о красоте и ландшафтном дизайне. Его сильно впечатлили открытые крыши домов, превращенные в веранды, а также парки отдыха, где есть все для проведения досуга и занятий спортом.
Китай, по его мнению, самая безопасная страна и для иностранца и для хрупкой девушки в любое время дня и ночи. (Мелкое воровство в стране есть: Из его электроскутера, оставленного на ночь на улице, неизвестные стащили аккумулятор). Стремление постоянно развиваться также вселяет уважение. Сейчас в Поднебесной, по его утверждению, любую мелочь можно купить, используя смартфон, QR-код и программу „We chat“.
«В Китае я стал большим поклонником электротранспорта, освоив по очереди электросамокат, электроскутер и моно-колесо. Я просто диву давался тому, насколько Китай продвинулся вперед в плане новых технологий. На том же моно-колесе можно было на одной зарядке проехать 60-70 километров!» - восхищается наш земляк.
Из негативных моментов Виталий отметил про себя отсутствие культуры в нашем европейском понимании. Это выражается в отсутствии ее у детей, которые могут справить нужду в абсолютно любом месте: на улице, в транспорте или в магазине. Помимо этого, Виталий отмечает некий скрытый расизм в поведении китайцев по отношению, например, к темнокожему африканскому населению. Так например, учителю с темным цветом кожи сложнее получить работу в КНР, и оплачиваться она будет гораздо ниже.
«Будучи европейцем, даже превосходно говорящим на их родном языке, вряд ли когда-нибудь можно стать своим. Лояльность и чувства симпатии, которые китайцы выражают нам, можно скорее назвать «любовью по расчету», - считает парень.
Жизнь во время пандемии
Довелось Виталию пережить пандемию в восьмимиллионном городе Чанша провинции Хунань, которая кстати на севере граничит с провинцией Хубэй и печально известным городом Ухань, откуда по всему миру разошлась пандемия коронавируса. Как он утверждает, в его городе практически не ощущалось никакой паники, хотя кое-что из продуктов китайцы все-таки смели с прилавков. Магазины всегда продолжали работать, на входе дежурил охранник в маске, который у всех входящих проверял температуру. При этом, китайский народ беспрекословно слушается свою партию и правительство. Сказало оно «марш на карантин и сидеть дома», все предприятия дружно (хоть и с большим сожалением) закрылись. Сказала партия «Носить маски» и все полуторамиллиардное население их тут же надело.
«Мне доводилось гулять по абсолютно пустым улицам города-миллионника, где вообще не было видно ни машин, ни людей. Сейчас жизнь в моем городе постепенно входит в нормальное русло», - вспоминает Виталий.
Завершив контракт с детским садом, Виталий перешел на работу в языковой учебный центр в 2019 году. Как считает наш соотечественник, жизнь и работа в Китае многому его научили. Он понял, что надо выходить из зоны комфорта - успешный человек должен учиться преодолевать трудности. В жизни всегда надо уметь добиваться своего и ценить себя. По его мнению, многие россияне живут с низкой самооценкой и не пытаются повлиять на то, чтобы жить лучше. Наш человек достоин большего!
Записал Дмитрий Кузин
Фото Виталия Степаненко
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, отметьте ее лайком и можете обсудить ее в комментариях.