Найти тему
Древний Мир | История

Как римляне боролись с христианством

На протяжении двух первых веков противодействие римлян христианам носило спорадический неактивный характер. Так как распространялось христианство в это время в основном в восточной части империи, римскую власть оно практически не беспокоило. Общегосударственные законы против христиан в это время не появлялись, немногочисленные прецеденты санкций были локальными. На протяжении этого периода христианство испытывало определенное притеснение в основном от общества, относившегося к христианам настороженно, как к членам секты сомнительного свойства.

Г. Семирадский «Факелы Нерона», 1878 (казнь христиан, обвиненных в поджоге Рима в 64 г. – первый описанный в литературе случай гонений на христиан в Риме, реальность которого под вопросом). / wikipedia.org
Г. Семирадский «Факелы Нерона», 1878 (казнь христиан, обвиненных в поджоге Рима в 64 г. – первый описанный в литературе случай гонений на христиан в Риме, реальность которого под вопросом). / wikipedia.org

Последователям Христа вменяли вероотступничество, навлекавшее гнев богов на всю общину, человеконенавистничество, черную магию, оргии, инцест, каннибализм и прочие пороки. Различные бедствия иногда приводили к погромам христиан. С определенного момента роль «во всем виноватых» евреев в Древнем Риме стали исполнять христиане.

К 3-му веку, когда христианство получило уже достаточно широкое распространение (по разным оценкам от 4 до 10% населения империи в 300 г.), а среди его адептов появились и представители знати, римские власти, наконец, спохватились и начали принимать какие-то меры. Одним из первых антихристианских законов стал предполагаемый эдикт Септимия Севера 192 года, налагающий запрет на обращение в христианство и иудаизм. Пришедший к власти в 235 г. к власти Максимин Фракиец преследовал христиан и казнил христианских лидеров.

Деций, именуемый «восстановителем святынь», стремился укрепить пошатнувшийся авторитет традиционных божеств. Изданный им в 250 г. указ обязывал каждого обитателя империи осуществить публичное жертвоприношение и съесть жертвенного мяса. Акту надлежало быть засвидетельствованным местными властями, выдававшими специальное удостоверение. Отказ от выполнения предполагал суровые кары, вплоть до казни, которой не избежал и римский епископ Фабиан. Чтобы избежать тюрьмы, пыток и казней, непокорные христиане пускались в бега. Многие, однако, подчинились, либо приобретали надлежащий документ с помощью взятки. Это в дальнейшем привело к серьезному расколу в Церкви.

Распространенным видом казни христиан было «damnatio ad bestias» или растерзание зверями, обычно осуществлявшееся публично на арене. Для этого использовались львы, а также другие кошачьи и медведи, реже быки или коровы. Существовала популярная поговорка «Христиан ко львам!», которую употребляли, когда хотели отвратить какое-либо бедствие.

Ф. Бронников «Мученик на арене цирка», 1869 / wikipedia.org
Ф. Бронников «Мученик на арене цирка», 1869 / wikipedia.org

Валериан, начиная с 258 г. издал два антихристианских указа. Первый из них под угрозой ссылки предписывал христианскому духовенству осуществлять жертвоприношения римским божествам и запрещал богослужения под страхом смерти, которая и настигла двух римских пап. Второй был направлен против знати и предполагал конфискацию имущества за неповиновение и казнь в случае упорства.

Наиболее масштабная борьба с христианством, называемая Великим гонением, развернулась при Диоклетиане и его наследниках в 303-313 гг. Первый эдикт 303 г. предписывал уничтожение церквей и христианской литературы, христианам было запрещено собираться для своих обрядов и обращаться в суд, знатные христиане лишались своих рангов, а вольноотпущенники опять становились рабами. После серии восстаний в Восточной части империи, зачинщиками которых предположительны были христиане, появился второй эдикт, предполагавший арест всех священников. По сообщению Евсевия, арестованных клириков было так много, что пришлось отпускать обычных преступников, чтобы освободить место в тюрьмах.

Последний эдикт обязывал всех без исключения участвовать в коллективных жертвоприношениях. Предполагается, что Диоклетиан изначально не собирался применять в отношении христиан смертную казнь, однако его соправитель Галерий, отличавшийся религиозной нетерпимостью, инициировал в отношении наиболее ярых христиан казнь через сожжение, особенно активно применявшуюся в этот период на Востоке империи.

П. Рыженко «Выбор веры» (мученичество св. Георгия) / eternal-city.ru
П. Рыженко «Выбор веры» (мученичество св. Георгия) / eternal-city.ru

Во время второй тетрархии Великое гонение продолжалось в основном на Востоке. Максимин Даза проявлял в этом деле изобретательность. Учредив всеобщее жертвоприношение, он выбрал в качестве наказания для уклонистов членовредительство и работы на рудниках. Перед отправкой на работы христианам перерезали сухожилие на одной из ног и выкалывали один глаз. Также Максимин разрешил изгонять «атеистов», то есть христиан, из городов, приказал поставить в людных местах стражу для принуждения прохожих к жертвоприношениям, устроил распространение фальшивых Деяний Пилата для дискредитации Христа и свидетельств жриц любви о христианских оргиях. Епископов отправляли работать на конюшни.

Инициированный Константином Миланский эдикт 313 г. легализовал христианство и положил конец преследованиях. Впрочем, гонения против христиан продолжились и после того, как христианство стало государственной религией в Римской империи – теперь уже церковь при поддержке государства боролась с ересями. Эдикт Феодосия 380 г. предполагал лишение прав еретиков и изгнание их из городов.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов