Найти тему
Rock & Philology

Поэтика рок-текста и миф

Рок-поэзия возникла как протестное, нонконформистское движение против тоталитарной системы, но период борьбы русского рока с режимом оказывается недолгим. СССР распадается, пропадает дух рок-поэзии: миновав период внешней социальной обостренности и публицистичности, она изменяет свою направленность. Сегодня этот феномен продолжает объединять творчество поэтов-песенников, имеющих общность ключевых тем и мотивов, пафосу, образу лирического субъекта и т.д. В то же время современная рок-поэзия неумолимо сближается с популярной песней. Этот факт повлиял на возникновение такого феномена как поп-рок, порождающего еще одну проблему: существует ли вообще современная рок-поэзия? С этим вопросом и связано изучение современных рок-текстов таких групп, как: «Ночные снайперы», «Король и Шут», «Мумий Тролль», «Земфира», «Сплин».

гр. "Сплин "
гр. "Сплин "

Рок-поэзия как один из аспектов рок-культуры существует уже не одно десятилетие. За это время рок-поэзия оформилась в особое явление в русской поэзии, которая имеет свою историю возникновения и законы существования. В рок-поэзии одним из главных являются три типа контекста: во-первых, контекст литературный, собственно художественный; во-вторых, контекст общественно-политический, в-третьих – контекст «магического сознания», возвращающего реципиента к переживанию родоплеменной общности и связанных с ней архетипов коллективного бессознательного.

И.А. Буйнов, говоря об эстетической концепции рок-поэзии выделял следующие качества, которыми обладает исследуемый феномен.

1. Приоритет слова над музыкой. А.К. Троицкий, рассматривая отечественный рок и характеризуя его как явление второй половины XX века, причем, явление поэтической культуры, подчеркивал фундаментальную особенность жанра — приоритет стихотворного текста над музыкальным началом.

2. Глубокая содержательность и искренность. Говоря о содержательности и наполненности рок-текста, мы вслед за А.К.Троицким можем отметить следующее. Рок-поэты в своих произведениях затрагивают множество проблем, которые актуальны и зачастую являются предметом для споров и дискуссий: равнодушия, инертности, несамостоятельности, бездумного следования моде, приспособленчества и лицемерия, бескомпромиссности и личного выбора и другие не менее важные вопросы, волнующие современное общество.

3. Обращение к личности. Рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями. Без личности рок, как таковой, существовать не может. Учитывая этот факт, можно сказать о том, что для рок-поэта важно общение с аудиторией, связанное с необходимостью развития и «бесконечного духовного взаимообмена».

4.Честность, проблемность. Искренность и проблемность, которые присущи произведениям рок-поэтов, противостоят популярной песне, в которой еще остались следы «беспроблемности», «приукарашательства» и «ханжества», изживших себя в литературе, кино и театре.

5. Комбинаторное приращение смысла слова в рок-тексте. В художественном тексте любое сочетание слов в тенденции превращается в устойчивое и фразеологически связанное, и такая смысловая спаянность слов отображает влияние текстового смысла на организацию семантически минимальной его единицы. Комбинаторика семантики, согласно Ю.Д. Апресяну, объясняется несколькими процессами:

- транспозицией (в основе ассоциация);

- нейтрализацией (удаление либо повторение сем);

- интеграцией (образование нового смыслового компонента).

На результат смыслообразования также могут повлиять:

- грамматический тип словосочетания (субстантивное, адъективное и др.);

- вертикальный/горизонтальный контекст (горизонтальный – ближайшее окружение словосочетания; вертикальный – семантические связи слов, входящих в словосочетание с дальним предтекстом и посттекстом).

Рок-поэзия продолжила некоторые традиции символизма (представление о двух мирах, утверждение особой роли символа, звукопись и т.д.) и футуризма (бунтарский вызов буржуазному миру, урбанизм, обращенность к грядущему, утверждение идеи «краха старья»). В творчестве рок-поэтов эти качества представлены по-разному: у кого-то доминанту составляет социальная направленность, многие «ставят» на разум и играют со словом, связав свою поэзию с постмодернистской антидуховной эклектикой, а для кого-то в основе творчества лежит духовно-нравственный идеал, характерный для классической литературы, в соответствии с чем и определились стилевые тенденции рок-поэзии.

Следует отметить связь рок-поэзии и с постмодернизмом, на это указывают и ряд исследователей, отмечая, в частности, что в стихах А. Башлачева насыщенность цитатами и сам способ цитирования – не отдельных строк, а строк как знаков времени, – свидетельствует о новом этапе развития литературы (постмодернистском) Далее эта тенденция развивается и у многих других современных рок-авторов. Как отмечает А. Моисеев: «…каждое слово в постмодернистской культуре – это цитата, и использование цитат, вообще «чужого» слова характерно как для признанных авторитетов рок-поэзии (Кинчев, Башлачев), так и для молодых поэтов (Арбенина).

Александр Башлачев
Александр Башлачев

Е.А.Козицкая, говоря о литературных традициях в рок-поэзии, замечает: «В настоящее время перед академической наукой стоит серьезная задача: выявить конструктивные принципы, по которым строится рок-текст, определить, в каком отношении к отечественной литературной традиции находится поэзия русского рока».

В рок-поэзии встречаются те же темы и мотивы, которые мы можем найти в фольклоре, литературе и в искусстве в целом: тема поэта и поэзии, тема родины, тема любви, тема веры, мотивы, связанные с концепцией эскапизма. То, как рок-поэты подходят к данным темам, смещая некоторые акценты в изображении предмета, не всегда совпадает со взглядами классической литературы. Однако в рок-поэзии обнаруживаются множество символов и архетипов мировой культуры. Изображая основные этапы жизненного пути индивида, рок-поэты затрагивают так называемые «экзистенциальные темы», то есть имеющие прямое отношение к человеческому бытию. Добавим также, что рокеры являются авторами не только песен, но и стихотворений и обращаются к поэтическому наследию как зарубежных, так и отечественных поэтов, нередко делая их основой своих альбомов: «Жилец вершин» группы «АукцЫон» на стихи В. Хлебникова (1995 г.), «Besonders» Л.Федорова и В.Волкова на стихи А. Введенского (2005 г.), «Детский лепет» «Ночных снайперов» на стихи Р.-М. Рильке (1989 – 1995 гг.) и т.д.

Велимир Хлебников
Велимир Хлебников
Александр Введенский
Александр Введенский
Райнер Мария Рильке
Райнер Мария Рильке

На данном этапе современного литературного процесса рок-поэзия рассматривается как своего рода субкультура, ориентированная преимущественно на современное молодое поколение, что является не совсем верным определением. Особое внимание следует уделить связи рок-поэзии с художественной культурой, в частности, с литературой Серебряного века, благодаря общности тематики и обращению к литературным традициям. Рок-поэзия восходит к фольклору, к мифологии, использует в своих произведениях различного рода мифологемы и т.д., но главное, что сумела вобрать в себя рок-поэзия – это близкое литературе XX века мироощущение. Очень значимым для рок-поэзии остается обретение человеком свободы, своего истинного «я». Часто используется мотив двоемирия: реальность искажена, а идеалом является некий мифический Потерянный рай, к которому нужно стремиться. Это та гармония, которую человек утратил из-за греховности, но которую можно достичь путем сложного духовного поиска: «Рок-герой является носителем мистического сознания: чаще всего он провидец, который осознает глубинную суть происходящего в жизни. Но он же и боец, и критик, и шут, меняющий маски в зависимости от ситуации, но он непременно остается самим собой».

От модернизма рок-поэты заимствовали тягу к неомифологизму, которая выражается в амбивалентности. Как и в традиционной мифологии, отдельные мифологемы и архетипы могут трансформироваться, синтезироваться и перетекать друг в друга. Однако в рок-тексте устоявшаяся структура может быть искажена или разрушена, парадоксальные пары образов трансформируются, порождая совсем другие, нестандартные: «Одной из важнейших тенденций современного неомифологизма является также создание «произведений-мифов». Неомифологизм в них не самоцель, а одно из средств осмысления мира, использующее эффект отстранения».

От модернистской традиции в рок-культуру также пришла категория мифологизированной личности поэта. Лирический герой представляется в образе некого медиума, который является проводником или посредником между конечным и бесконечным, между реальным и потусторонним миром. Прослеживается ориентированность на бессознательное, надсознательное, подчинение текста авторским ассоциациям и мироощущению. Включенность такого явления как рок-поэзия в русскую литературную традицию может быть представлена в виде преломления в нем основных особенностей Петербургского текста отечественной литературы, воспринимаемого как постоянно обновляющаяся содержательно и формально значимая эстетическая традиция. При этом, говоря о заимствовании рок-поэтами устойчивых образов, мотивов, символов из фольклора, христианской или литературной традиции, мифов, которые закрепились в культурном сознании, стоит отметить, что авторы могут обращаться к ним как намеренно, таки и бессознательно.

Рок-поэзия – это синтетический жанр, он вбирает в себя разные традиции и, путем многократного наслоения различных образов, мотивов, символов, которые были уже усвоены и давно укоренились в человеческом сознании, создает совершенно новые произведения и рождает новые смыслы, понятные для коллектива, живущего в ту же языковую и культурную эпохи.

До новых встреч, любители рока. Обняла.