Найти в Дзене
Сталкер

Великие и поразительные фильмы 1969 года его превосходительства советского кино

Оглавление

Прошлый раз вспоминал щедрый на шедевры советский кинематограф 1968 года (а в том обзоре есть и ссылки на подборки более ранних годов и на отдельные фильмы). А вот если заглянуть в следующий, 1969-ый - был ли он столь же богатым на выдающиеся кинокартины? Есть ли в нём ленты, оставшиеся в памяти навсегда?

Выделю пятёрку прекрасных фильмов 1969-го, которые произвели наибольшее впечатление лично на меня. А в конце упомяну остальные самые известные того года. И начну, для порядка - с буквы "А".

Адъютант его превосходительства (режиссёр Евгений Ташков, в ролях Юрий Соломин, Татьяна Иваницкая, Владислав Стржельчик, Анатолий Папанов, Виктор Павлов)

Один из лучших сериалов в советском кино. В полном соответствии со своим названием, фильм статен и благороден. Когда его смотришь, внутренне и сам как-то облагораживаешься. По своему взгляду на описываемые события и людей, в нём нет ни малейшего снисхождения к безнравственности и низости. И наоборот - выделяются самые высокие качества человека, проявившиеся в ужасный период гражданской войны.

Роли великолепными актёрами сыграны так, что у нас нет никаких сомнений как относиться к тому или другому персонажу. Безупречный Соломин, аристократичная Иваницкая, блистательный Папанов, подлый бандит, сыгранный ярким Павловым, полный достоинства Стржельчик...

-2

Один из немногих советских фильмов, где белые показаны с человеческим лицом. Хотя и их "семья" не без уродов. В общем, слабых мест в мини-сериале практически нет, если не считать, конечно, неизбежную для того времени идеализацию ЧК. Но смотрится фильм - на одном дыхании.

Влюблённые (режиссёр Эльёр Ишмухамедов, в ролях Родион Нахапетов, Анастасия Вертинская)

Не могу не поставить в список лучших фильмов года этот прекрасный фильм о любви, хотя о нём я уже писал в другой подборке. Остаётся только повторить, как я его понимаю.

-3

Любовь есть вещь метафизическая, нечто из потустороннего мира. Изобразить её на экране крайне сложно и далеко не всем режиссёрам удаётся. Этот фильм ценен тем, что автор сумел уловить тончайший дух любви и передать его в своей картине. Для этого ему пришлось перейти некоторые границы, использовать подобие психоделических приёмов.

-4

Явственное ощущение любви не оставляет почти на протяжении всей ленты. Ослепительный свет, возбуждение, сладость, тревога, радость, боль... В общем, передать словами очень трудно. Знаменитая сцена внезапного падения главного героя в бурную горную речку и его восторженного дрейфа по ней между острых камней, с плывущими в ней арбузами и поедания их в пенистой, чистейшей воде - одна из самых гениальных аллегорий великого чувства в истории кино.

Не горюй! (режиссёр Георгий Данелия, в ролях Вахтанг Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Верико Анджапаридзе, Ариадна Шенгелая, Евгений Леонов, Георгий Кавтарадзе, Сергей Филиппов)

Сколько в фильме радости и грусти! Радости жизни и грусти существования. Сколько достоинства и высвеченного недостойного! Сколько оптимизма в пессимистическом! Сколько пессимизма в мистическом!  Сколько иронии над судьбой! А сколько судьбоносной иронии над своими! Смех, да и только. Сквозь слёзы. И не только.

-5

Блестящий, ежеминутно искрящийся текстом, находками и событиями, и, возможно, даже среди всех его широко известных шедевров - лучший фильм великого Георгия Данелия.

Пиросмани (режиссёр Георгий Шенгелая)

Заодно вспоминается ещё один замечательный грузинский фильм того года. Об известном грузинском художнике-примитивисте, о его скитаниях, встречах, попытках выживания в негостеприимном мире.

«Застрял я костью в горле у жизни. Ни проглотить она меня не может, ни выпустить на свободу».

-6

Биографический фильм, визуально стилизованный под условно-минималистические поэтические картины художника. Вкупе с представленным на ленте искусством Пиросмани производит большое впечатление изобразительным рядом – каждый кадр можно рассматривать как замечательное произведение сам по себе. И конечно судьба замечательного художника не оставляет равнодушным. Типичная жизнь не принятого современниками гения с вечными его спутниками – одиночеством, непониманием и бедностью. Чужого в этом мире лицемерия и наживы.

-7

Главную роль сыграл не профессионал – обычный грузинский художник Автандил Варази, прекрасно вжившийся в роль, и поэтому ещё фильм смотрится очень естественно.

Мама вышла замуж (режиссёр Виталий Мельников, в ролях Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Лариса Буркова, Константин Тягунов, Виктор Ильичев, Людмила Аринина)

Не могу пройти мимо ещё одного своего любимого фильма гениального, но не особо "раскрученного" в эфирах режиссёра Виталия Мельникова. Об этом фильме я писал отдельно, здесь хочу только отметить умение Мельникова и наших замечательных актёров раскрыть часто незаметные нюансы, скрытые во внешнем виде утончённые черты простых, малообразованных людей. И как этого умения не хватает теперь современным "элитным" кинорежиссёрам, презрительно и высокомерно относящимся к простому народу.

-8

А теперь выпущу обойму тех шедевров 1969 года, которые не вошли в мою пятёрку, но которые не менее замечательны.

Ну, во-первых, в этом 1969-ом родился знаменитый и наверное самый любимый в народе мульт-сериал "Ну, погоди!" (режиссёр Вячеслав Котёночкин). Не отметить этот радостный факт совершенно невозможно.

Вышел культовый фильм "Белое солнце пустыни" режиссёра Владимира Мотыля.

Юрий Озеров снял продолжение грандиозной киноэпопеи "Освобождение" - "Прорыв".

Львом Кулиджановым была создана потрясающая экранизация романа Достоевского "Преступление и наказание" с Георгием Тараторкиным и Иннокентием Смоктуновским.

Появился яркий, эмоциональный фильм Александра Митты "Гори, гори, моя звезда" с Табаковым, Ефремовым, Прокловой, Леоновым, Куравлёвым и Мордюковой.

Совместно с иностранными кинематографистами и артистами Михаилом Калатозовым был снят исторический фильм "Красная палатка" с Шоном Коннери, Питером Финчем, Клаудией Кардинале и некоторыми нашими звёздами.

Прекрасный таёжный детектив "Хозяин тайги" режиссёра Владимира Назарова с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях.

"Деревенский детектив" с неповторимым сельским колоритом и замечательными артистами во главе Михаилом Жаровым - Анискиным.

Очень достойная экранизация романа Тургенева "Дворянское гнездо" Андрея Кончаловского.

Необыкновенный по своей атмосфере и стилю приключенческий фильм "Последняя реликвия" режиссёра Григория Кроманова.

Ещё хотелось бы отметить прекрасный армянский фильм "Мы и наши горы" (режиссёр Генрих Малян) о горских нравах, с особым кавказским юмором, ироничным, философским взглядом на умиротворяющий горний мир в сравнении с бурным "цивилизованным" миром, представленным в начальных кадрах. Кстати, этот фильм имеет наивысшие оценки 1969 года среди кинолюбителей на сайте "Кинопоиска"!

Интересны также "Остров волчий" (режиссёр Николай Ильинский, в ролях Георгий Жженов, Татьяна Лаврова, Борислав Брондуков) - часовой фильм-зарисовка, больше похожий на обрывистый сон. Сон о пробуждении ответственности, милосердия и тёплых чувств на холодных таёжных снегах и льдах. С неизведанным концом.

И созданный по мотивам рассказов Чехова"Главный свидетель" (режиссёр Аида Манасарова, в ролях Елена Санаева, Александр Белявский, Лариса Лужина, Всеволод Санаев, Павел Винник) с удивительно точно переданной тоской провинциального городка.

Был в этом году выпущен в свет ещё очень хороший фильм Владимира Краснопольского "Неподсуден" с Олегом Стриженовым и Леонидом Куравлёвым. О совести и благородстве, конечно. Симпатичный детская картина "Внимание, черепаха!" Ролана Быкова. Совершенно уникальная сказка "Король-олень" Павла Арсенова со звёздным составом исполнителей - Сергей Юрский, Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Олег Табаков, Елена Соловей под замечательную музыку Микаэла Таривердиева. Хороший, высокий фильм о послевоенном времени "Журавушка" (режиссёр Николай Москаленко), в главной роли Людмила Чурсина. "Опасные гастроли" с Владимиром Высоцким, военный "Белый взрыв" Станислава Говорухина, "Посол Советского Союза" с Юлией Борисовой...

Если характеризовать советском кино 1969 года коротко, то это будет - гимн благородству!

И сказать, что 1969 год был менее продуктивен и ценен, чем предыдущий 1968-ой - вряд ли представляется возможным.

Смотрите наше кино! Подписывайтесь на канал и читайте об отечественном кино ещё и ещё!