Найти в Дзене
eat, play, love

Хоррор-игры, которые не дадут уснуть

Оглавление

Сеттинг или атмосфера, необходимость постоянно прятаться или принимать быстрые решения, ужасающие монстры или сковывающая тишина — хорроры могут быть разные, а вот последствия почти неизменны: учащенный пульс, расширенные зрачки, напряжение в пальцах и, возможно, бессонная ночь. Какие же хоррор-игры запомнились большинству геймеров?

F.E.A.R (Sierra Entertainment, 2005)

Подборка самых страшных игр не может существовать без самого "Страха". Сверхъестественная угроза, клонированные суперсолдаты, бесконечные коридоры и один из лучших ИИ в игре, который до сих пор приводят в пример.

F.E.A.R — шутер и survival horror, где игрок берет на себя роль бойца одноименного секретного подразделения, противостоящего паранормальным угрозам. Каждый враг в игре заставит поволноваться, а постепенно раскрывающаяся история лишь добавит неприятных ощущений.

Шутер получил два продолжения, в 2009 и в 2011 годах, однако сиквелам не удалось получить столь же высокую оценку, как оригинал.

Альма всегда рядом. (F.E.A.R. 2005)
Альма всегда рядом. (F.E.A.R. 2005)

Dead Space (Electronic Arts, 2008)

Конечно, Dead Space не стоял у истоков жанра, но для многих эта игра была одной из любимых в сочетании шутера и survival horror. Страшная обстановка космического корабля, внезапные нападения чёртовых некроморфов, происхождение которых оказывается весьма мрачной историей... Ты в одиночку рассекаешь темноту, кишащую тварями, управляясь различными видами оружия — Dead Space был одним из самых ожидаемых проектов 2008 года, а для кого-то эта серия игр является любимой до сих пор.

86 баллов на metacritic, более 8 тысяч положительных отзывов в steam и 4 миллиона проданных копий. Не удивительно, что Dead Space обзавелась двумя сиквелами: Dead Space 2 (2011) и Dead Space 3 (2013). Такое случается нечасто, но вторая часть понравилась критикам и игрокам даже больше первой. А вы что скажете? Первая, вторая, или, может третья?

Dead Space (2008)
Dead Space (2008)

Silent Hill (Konami, серия игр 1999-2012)

Вы ведь знали, что она здесь будет? Город, воплощающий самые жуткие кошмары; игра, надолго остающаяся в памяти. Каждая часть серии Silent Hill по-своему уникальна, но жуткая атмосфера пронизывает серию. Первобытный страх сочетается с давящим ощущением, каждый проект серии умело играет как на графических ужасах, так и на психологическом аспекте, будь то религиозный культ, серийный убийца или монстры. Решение загадок и поиск необходимых предметов становятся настоящей пыткой в мире игры.

Silent Hill, без сомнения, много сделала для жанра хоррора в целом. Помимо серии сиквелов, игре обязаны появлением комиксы, книги, фильмы, а также один из самых узнаваемых злодеев индустрии, Пирамидоголовый.

Страхом моего детства была Silent Hill 4: The Room. А какую часть вспоминаете вы?

Добро пожаловать в туманный Silent Hill! (Silent Hill: Downpour, 2012)
Добро пожаловать в туманный Silent Hill! (Silent Hill: Downpour, 2012)

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Bethesda, 2006)

Action-adventure с элементами стелс, созданный по мотивам произведений Говарда Лавкрафта, до сих пор считается одним из самых лучших хорроров. По мнению игроков, немногие современные проекты смогли передать хотя бы крупицу негостеприимной, отталкивающей атмосферы вселенной Call of Cthulhu.

Помимо обычных ранений, влияющих на физическое здоровье, игроку также придется разбираться с психическим состоянием героя, в результате ухудшения которого, например, появляются галлюцинации. При этом Call of Cthulhu не собирается идти игроку навстречу, отображая показатели состояния героя: вам нужно будет смотреть и прислушиваться.

Говард Лавкрафт — мастер жанра, и игре удалось передать атмосферу его произведений. При этом, если вы привыкли к современной графике и проектам ААА-класса, игра 2006 года, её техническая сторона и возможные баги, к сожалению, смогут стать более отталкивающими, чем события самого сюжета.

Кстати, в 2018 году в свет вышел проект Call of Cthulhu от разработчика Cyanide Studios. События обеих игр происходят в начале ХХ века, главный герой является детективом, и, несмотря на жанровые и сюжетные различия, игры не избежали сравнения. Конечно, современная Call of Cthulhu выигрывает в техническом плане, но вот ужасающую атмосферу предшественника ей, похоже, передать не удалось. Или просто мы выросли, и стали менее впечатлительными?

Лечебница Аркхэм. Начинаем путешествие в мир Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2006)
Лечебница Аркхэм. Начинаем путешествие в мир Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2006)

Resident Evil (Capcom, серия игр 1996-2020)

Resident Evil — одна из самых долгоживущих франшиз, которая продолжает набирать популярность. Сначала Resedint Evil 7, которой VR-шлем добавил острых ощущений, а теперь и следующие друг за другом ремейки, придающие играбельности самым первым проектам серии.

Всего было продано более 94 миллионов копий игр серии Resident Evil, а именно 26 игр, выходящих с 1996 года и по настоящее время.

Зомби и мутанты, Немезис и Тираны, противостояния корпораций, биотеррористические атаки, или же семья каннибалов — мир и враги Resident Evil огромны, загадки не надоедают, а ограниченные ресурсы и возможности для сохранения игры делают её одним из самых известных и реалистичных проектов в направлении survival horror.

Неприятная встреча. (Resident Evil 2, 2019)
Неприятная встреча. (Resident Evil 2, 2019)

Outlast (Red Barrels, 2013)

Outlast дала второе дыхание жанру survival horror. Успех игры способствовал появлению большого количества новых проектов жанра, которые пытались найти у публики тот же отклик, который оставил Outlast, но сделать это оказалось не так просто.

Действие игры происходит в заброшенной лечебнице, главный герой — журналист, который не то, что оружием не владеет, а даже не умеет драться. Поэтому выход один: бежать и прятаться. Разряжающаяся камера ночного видения отлично создает атмосферу, каждый шорох и скрип вызывает желание выключить игру, закрыть глаза и спрятаться под одеяло.

Более 30 тысяч положительных отзывов в steam, звание "кирпичного завода", огромное количество прохождений на youtube — Outlast по праву занял достойное место в истории жанра и индустрии в целом. Вторая часть серии, кстати, не повторила успеха первой, но и провалом не стала.

Пожалуй, я туда не пойду. (Outlast, 2013)
Пожалуй, я туда не пойду. (Outlast, 2013)

Amnesia: The Dark Descent (Frictional Games, 2010)

Наш герой открывает глаза в старом замке, находясь в полном беспамятстве. Всё, что есть — записка от самого себя и комнаты и коридоры, которые предстоит исследовать, пугаясь каждого шороха.

Звуки, ощущение преследования, воплощающиеся в реальность кошмары — многие считают, что даже десять лет спустя Amnesia остается актуальна и всё также заставляет дрожать от страха, когда неприятные звуки вдруг становятся ближе...

Amnesia: The Dark Descent была высоко оценена критиками и пользователями, а вот следующему проекту, A Machine for Pigs, достичь такого успеха не удалось. Многие посчитали проект скучнее и далеко не таким атмосферным.

Кстати, студия Frictional Games известна еще двумя интересными хоррор-проектами: Penumbra и SOMA, которые имеют хорошие оценки

Визуализация фразы "аж челюсть отвисла". (Amnesia: The Dark Descent, 2010)
Визуализация фразы "аж челюсть отвисла". (Amnesia: The Dark Descent, 2010)

Five Nights at Freddy’s (независимый проект Скотта Коутона, 2014)

FNaF — доказательство того, что не только проекты ААА-класса от именитых разработчиков могут стать популярными, но и инди-игры, созданные всего одним человеком.

Ночь. Пиццерия. Вы играете за охранника, которому нужно просто пережить свою смену. Просматривайте камеры, включайте свет, блокируйте двери — вот только расходуйте энергию разумно. Каждую ночь, кстати, это будет всё сложнее.

История аниматроников — механических ростовых кукол животных — взорвала игровое сообщество. Обзоры и прохождения, фанатские теории и расследования — тысячи видеороликов заполнили Youtube, появились фирменные сувениры и игрушки, а франшизе суждено было получить рекордное количество сиквелов, выпущенных за год. Удивительно, но Five Nights at Freddy’s в большей степени нашла отклик у совсем молодой аудитории.

Если вам не нравится ваша работа, просто вспомните ночь охранника пиццерии "У Фредди" (Five Nights at Freddy’s , 2014)
Если вам не нравится ваша работа, просто вспомните ночь охранника пиццерии "У Фредди" (Five Nights at Freddy’s , 2014)

INSIDE (Playdead, 2016)

Платформер-головоломка с простой графикой, ни одного диалога, никаких пояснений — и тысячи восторженных отзывов. Студии Playdead удалось, казалось бы, невозможное.

INSIDE — это жуткая, темная и загадочная игра, поглощающая игрока с головой. Здесь нельзя ни постоять за себя, ни открыть тайны мира — только идти и идти вперед, избегая солдат с собаками, свиней, контролируемых червями, звукового оружия и самой системы. Для прохождения некоторых локаций придется даже управлять чужим разумом.

Как и игра-предшественник LIMBO, INSIDE не даёт никаких ответов, а окончание игры оставляет после себя много вопросов и удушающую черноту на душе.

Кстати, Playdead обещают выпустить третий проект. Ждёте?

Просто прячься. (INSIDE, 2016)
Просто прячься. (INSIDE, 2016)

The Evil Within (Bethesda, 2014)

Полицейские отправляются на вызов — жестокое массовое убийство в психиатрической лечебнице. А дальше уже неясно: что реальность, а что вымысел.

The Evil Within — сборная солянка сеттингов, заявленная как "возвращение к истокам жанра", в основном играет на психоделичной картинке, мерзких существах и первобытном страхе. Многие считают, что игра затянута, ответов на вопросы недостаточно, а механика периодически хромает — тем не менее, игра удостоилась довольно высоких оценок от монстров игровой индустрии.

В 2017 году свет увидело продолжение игры, которое получило хорошие отзывы. Поклонникам первой части не слишком понравились изменения в геймплее, однако желание узнать продолжение истории Себастьяна Кастелланоса оказалось сильнее.

Тег "мясо" в steam говорит сам за себя. (The Evil Within, 2014)
Тег "мясо" в steam говорит сам за себя. (The Evil Within, 2014)

Little Nightmares (Bandai Namco, 2017)

Невероятный визуальный стиль и пронизывающее чувство тревоги. В устрашающем платформере Little Nightmares мы играем за маленькую девочку в ярком желтом плаще, которая пытается сбежать из кошмарного места с отвратительными прожорливыми монстрами.

Издатель назвал проект "страшной сказкой", и нам предстоит убедиться в этом. Сюрреализм происходящего и беззащитность героя-ребенка пугают сильнее, чем толпы окровавленных зомби.

В 2020 году Little Nightmares ждет продолжение, которое с нетерпением ждут фанаты игры, уже придумавшие множество теорий относительно мира игры и концовки.

Цель - не стать обедом. (Little Nightmares, 2017)
Цель - не стать обедом. (Little Nightmares, 2017)

______________________________________________________________________________________

Уже более тридцати лет хоррор-игры успешно находят свою аудиторию, становятся всё более популярны и пытаются привнести что-то новое в жанр. Психоделический ужас, отвратительная картинка, внезапные пугающие моменты, атмосфера преследования или жестокая история — каждый находит что-то своё. Набирают большую популярность как кооперативные шутеры на выживание, так и инди-проекты с минимумом геймплея.

А сколько игр из подборки прошли вы?