Найти в Дзене

Некоторые мысли, навеянные фильмом «Платформа» (2019)

1
Испанский фильм «Платформа» стал настоящим хитом совсем недавно — его премьера на Netflix состоялась 20 марта (хотя на самом деле впервые этот фильм показали на полгода раньше, в сентябре 2019-го, на каком-то канадском кинофестивале).
Его снял не очень известный (начинающий) испанский режиссер — Гальдер Гастелу-Уррутия.
И этот фильм, как по мне, может просто отлично зайти в условиях
Оглавление

1

Испанский фильм «Платформа» стал настоящим хитом совсем недавно — его премьера на Netflix состоялась 20 марта (хотя на самом деле впервые этот фильм показали на полгода раньше, в сентябре 2019-го, на каком-то канадском кинофестивале).

Его снял не очень известный (начинающий) испанский режиссер — Гальдер Гастелу-Уррутия.

И этот фильм, как по мне, может просто отлично зайти в условиях самоизоляции. Фильм увлекательный и тяжелый одновременно. Фильм с глубокими диалогами и философией. Фильм, чтобы крепко задуматься.

Если вы любите такие фильмы, то обязательно посмотрите «Платформу». Советую.

2

По жанру «Платформа» — это антиутопия. Здесь рассказывается (СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!) о неком странном социальном эксперименте. Людей на определённый срок (на полгода, на год) запирают в башне-тюрьме с огромным количеством этажей. Некоторые попадают сюда добровольно, а для некоторых это является своеобразной формой наказания.

На каждом этаже башни-тюрьмы находятся по два человека. Каждый этаж представляет собой достаточно просторную камеру с умывальником, унитазом и кроватями, а также огромной дырой посередине.

И каждый день через всю башню с самого верхнего этажа под номером 0 спускается платформа с вкуснейшими яствами. Еды на ней ровно столько, чтобы хватило всем обитателям странной тюрьмы. На каждом этаже она останавливается ровно на две минуты — за это время «заключённые» должны успеть поесть.

3

Главный герой «Платформы» — один из таких «заключённых», мужчина по имени Горенг. И на самом деле он оказался здесь по собственному желанию. С помощью участия в эксперименте он хочет бросить курить и наконец-то прочитать роман Сервантеса «Дон Кихот». Кроме того, в конце, через полгода, ему обещали выдать какой-то ценный сертификат...

И очевидно, что авторы пытаются проводить некие параллели между идеалистом Доном Кихотом и идеалистом Горенгом. Эти параллели напрашиваются, эти параллели видны...

4

В общем, вскоре Горенг понимает — в этой тюрьме творится настоящий кошмар. Обитатели верхних этажей, что называется, жрут в три горла еду, которую привозит платформа. И в результате людям с нижних этажей не достается ни крошки. И они вынуждены идти на убийства и каннибализм, чтобы выжить.

Ещё одна важная особенность башни-тюрьмы заключается в том, что раз в месяц «заключённых» случайным образом перемещают на другие уровни. То есть тот, кто был на «хорошем» 3-м этаже, вполне может попасть на «плохой» 170-й. Но даже это не останавливает жителей верхних этажей ограничивать себя в еде.

И вот это самое интересное: если бы все ели умеренно, то всем бы всего хватало. Но люди в этом фильме просто не могут так. Они разобщены, они не способны на солидарность. Они не способны коллективно принять наиболее оптимальное, грамотное, мудрое решение.

Они не готовы отказаться от иерархии, основанной всего-то лишь на близости к нулевому этажу, в пользу равенства. Равенства, которое могло бы спасти многие жизни.

Они цепляются за иерархию, даже несмотря на совершенно реальный риск в следующем месяце оказаться на «плохом» этаже, где придётся либо умирать от голода, либо пытаться убить и съесть своего соседа.

5

Перенесемся в реальную жизнь. Вообще-то в реальной жизни тоже существуют тюрьмы. И там заключенные живут в условиях весьма ограниченных ресурсов. И там среди заключенных тоже выстраивается иерархия. Очень жесткая иерархия! Но неужели это непреодолимый закон? Неужели нельзя обойтись без этого?

6

А теперь вернёмся опять к фильму «Платформа». Всего этажей в башне-тюрьме, как мы узнаем ближе к концу фильма (СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!) 333. Соответственно, всего заключенных здесь — 666 человек. 666 человек, которые сами устраивают себе ад.

Знаете, в одной из песен группы «Кровосток» есть очень хорошая фраза: «Палачи на дыбах пытают друг друга...». И вот в фильме показан именно такой случай. Те. кто на верхних этажах — палачи. Те, кто на нижних этажах — жертвы. А потом они меняются местами. А потом опять меняются. А потом опять...

7

Кто-то скажет: «То, что показали фильме — ерунда. В жизни так не бывает, что сегодня ты король и наверху, а уже через месяц ты влачишь жалкое существование и просишь милостыньку у обочины. Если ты наверху, то ты наверху...»

Что тут можно ответить? Может, месяц — это и не слишком правдоподобный срок. Но вообще-то примеров резкого падения из высоких слоёв общества в самый низ можно найти немало. Причем найти как в истории, так и в современности. Сегодня ты — высокопоставленный федеральный чиновник, а завтра — простой зэк. Разве такого в наше время не случается?

Да и вообще: представим, что во вселенной в фильма «Платформа» «заключённые» не меняли бы каждый месяц этажи проживания. То есть «заключённые», которые наверху, всегда оставались бы наверху. Разве от этого их действия, приводящие к тому, что нижним этажам не достаётся ни грамма пищи, стали бы более оправданными? Нет, не стали бы! Наоборот!

8

Итак, вывод. Фильм «Платформа» показывает, к каким жутким последствиям порой может привести выстраивание иерархий в людских сообществах.

Но я верю в какой-то социальный прогресс, верю в человечество. И я верю, что однажды в будущем люди сделают еще один шаг по пути этого прогресса. Верю, что люди смогут перейти от глупых и негибких иерархий к горизонтальным, более демократическим системам, основанным на свободе, равенстве, братстве. Вполне возможно, такой переход станет ответом на какие-то глобальные вызовы и угрозы. Но как бы там ни было, непродуктивные, калечащие людей иерархические отношения должны уступить, уйти в прошлое...

И, разумеется, это должно привести и к другому, более справедливому (не такому, как сейчас) устройству экономики. И система этических ценностей тоже должна в итоге стать какой-то другой... Но что-то я размечтался. Закончу, пожалуй.