Найти тему
Buro247.ru

Иронизируй это: книги, которые заставят смеяться вопреки всем коронавирусам

Оглавление

-2

Анна Попова

Вы заметили, сколько остроумных мемов про COVID-19 появилось после объявления пандемии, хотя сама она больше напоминает чью-то очень злую шутку?

И эти мемы — не проявление легкомыслия. Психологи считают, что громче и охотнее всего мы смеемся над тем страшным и тревожным, что наше сознание пытается вытеснить. Питер Макгроу, профессор психологии и маркетинга Колорадского университета в Боулдере, например, утверждал, что смех возникает, когда потенциально опасная ситуация оказывается не настолько страшной. Например, кто-то падает со стула, вы успокаиваетесь, когда он поднимается на ноги и хохочет.

По шуткам и анекдотам можно всерьез изучать эпоху — возьмите хотя бы советские анекдоты, освещавшие все проблемы, от дефицита в магазинах и железного занавеса до жестокости и лицемерия вождей. Да и писатели того времени, например, Довлатов и Галич, шутили над совсем не смешными вещами. Но очень смешно. Вообще, именно психологическая дистанция от трагического делает его смешным.

Ироничное отношение к жизни и умение шутить проявляют не только юмористы, которым сам бог велел. Умберто Эко остроумно жонглировал ранее несочетаемыми идеями — до него никому в голову не пришло сделать Средневековье достоянием поп-культуры, а он взял и написал «Имя розы».

Философ Славой Жижек вносил элемент клоунады даже в названия своих книг, возьмем хотя бы «Все, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока». Астрофизик Стивен Хокинг иронизировал по любому поводу, в том числе и по поводу собственного состояния — мол, никуда не выйдешь неузнанным, коляска выдает. А философ и писатель Ален де Боттон, известный своими тонкими ироничными эссе, мастерски связывает между собой совершенно неожиданные предметы, например, философию Гегеля и технологию загрузки стиральной машинки, создавая комический эффект.

Но часто мы даже не анализируем смешное, а просто улыбаемся или хохочем, не в силах логически объяснить, что именно послужило тому причиной. И это тоже смешно.

В наше время шуток стало больше — в том числе потому что выросло количество информации, которая ежедневно сваливается на человека. Поэтому самый коммуникационный символ на сегодня — смайлик, улыбка, которую мы ставим по несколько раз в день. Пусть улыбок тоже становится больше. И помогут в этом, как всегда, хорошие книги.

Цикл «Дневники Адриана Моула», Сью Таунсенд

«Вторник, 1 января. Выходной день в Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Я твердо решил в Новом году: переводить слепых через дорогу. Вешать брюки на место. Вкладывать диски обратно в чехлы. Ласково обращаться с собакой. Быть добрым к бедным и невежественным…», — с этих строк начался первый из дневников и всемирная известность британской писательницы. На протяжении цикла Адриан взрослеет, превращаясь из рефлексирующего подростка в мужчину в кризисе среднего возраста. Меняются его взгляды, мир за окном, и только добрый юмор книг остается неизменным.

-3

«Фельетоны и рассказы», И. Ильф, Е. Петров

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» входят, наверное, в каждый список «самых смешных в мире» книг. А ведь у Ильфа и Петрова есть и другие произведения. В том числе короткие сатирические рассказы и остроумные, зачастую даже не потерявшие актуальности фельетоны, написанные блестящим языком: буквально каждую фразу хочется перечитать, а каждый второй оборот — запомнить.

-4

«Гордость и предубеждение», Джейн Остин

В ранней юности воспринимаешь эту книгу исключительно как роман о любви, а позже замечаешь, как остроумно она написана. Остин — воплощение того самого тонкого и изысканного английского юмора, который мы любим за его интеллигентность. Чего стоит один мистер Коллинз с его преклонением перед леди де Бер или ироничный и немногословный мистер Беннет.

-5

«Парнас дыбом: про козлов, собак и Веверлеев», Э. С. Паперная, А. Г. Розенберг, А. М. Финкель

Сюжет вторичен, главное — узнаваемый авторский стиль. Представляете, как могли бы изложить историю попа, у которого была собака, или серенького козлика Маяковский, Волошин, Пушкин, Ахматова, Вертинский, Вознесенский? Если нет, читайте этот сборник талантливейших литературных пародий.

-6

«Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“», Тэффи, Осип Дымов, Аркадий Аверченко, О. Л. Д’Ор

Еще одна литературная пародия, на этот раз — на учебники мировой истории. Современной истории не будет, книга написана в 1910 году, а вот древняя, средняя и новая — в полном объеме. Чем лучше вы помните историю реальную, тем смешнее будет читать про греческих воинов и древнерусских князей.

-7

«Рассказы», О. Генри

Сложно найти более добрую и жизнеутверждающую книгу. Каждый из коротких рассказов неизменно вызывает улыбку, а неожиданный финал — удивление и радость, ведь конец у произведений всегда хороший. Всего великий писатель создал около 600 рассказов, и в типовые сборники стандартно включают лучшие из них.

-8

«Рассказы» М. Зощенко

Несмотря на едкую, порой даже злую сатиру, произведения классика оставляют после себя теплые чувства. Курьезные ситуации, нелепые, иногда даже недалекие, но при этом симпатичные герои и узнаваемый язык делают каждый рассказ маленьким шедевром. Кстати, читать можно не только произведения для взрослых, детские истории про Лелю и Миньку не теряют своего обаяния даже для тех, кто давно вырос.

-9

«Компромисс», С. Довлатов

В сборнике одного из самых известных классиков прошлого века — двенадцать «компромиссов» между непростой советской реальностью и ее жизнерадостным описанием в советской же газете, где Довлатов работал корреспондентом в семидесятые.

-10

Читайте больше на BURO.

-11