V/A
Preachin' The Blues: The Music Of Mississippi Fred McDowell
℗ 2002 Telarc Blues CD-83536
12 tracks = 51'26"
Нелегкое это дело – составление трибьютного альбома в честь одного из самых известных первопроходцев корневого блюза Дельты, "Миссиссиппи" Фреда МакДауэлла (1904–1972). Еще бы – ведь уроженец Теннесси так и остался в памяти бесчетных блюзовых и рок-гитаристов прежде всего абсолютно свободной личностью, не признававшей в своем творчестве никаких стилистических ограничений, позволяя себе свободный переход от госпела к блюзу и обратно в рамках одного номера, равно как и от тишайшей акустики к безумным слайдовым партиям электрогитары на протяжении единого соло. Фред всегда был вольным сыном сцены Дельты, черпавшим свои влияния где попало и переплавлявшим их в свой собственный, пусть и несколько неряшливый на первый взгляд, но все равно неповторимый стиль. Кстати, и музыканты, считающие одним из своих главных кумиров именно Фреда, также неоднократно были осуждаемы за невыдержанность собственной стилистики – а ведь среди них такие величины, как Бонни Рэйт и The Rolling Stones.
Однако было бы явным перебором удостаивать главного героя данного CD иного звания, нежели "гениальный примитивист", а потому ясна очевидная правильность реплики певца и гитариста Стива Джеймса, не только исполнившего здесь номер "I Rolled And I Tumbled", но и написавшего аннотацию в буклете: "Я не могу имитировать манеру Фреда МакДауэлла. И никто не может. Вот почему каждый исполнитель на этом альбоме звучит именно так, как он должен звучать самостоятельно. Но это и есть лучшая дань в честь "Миссиссиппи" Фреда МакДауэлла". Действительно, пусть корневой блюз трактуется многими как умение взять замысловатый аккорд на акустической гитаре (лучше всего с применением бутылочного горлышка или ножа в роли слайда) и проорать дурным голосом нечто о собственной тяжелой повседневной жизни, именно такой подход в силу собственного минимализма очень плохо поддается имитации. Некоторые – Джонни Сансон и фолк-исполнительница Коллин Секстон – даже имитировать ничего не стали, а исполнили в электричестве и с привлечением нормальной ритм-секции номера "That's Alright" и "Keep Your Lamp Trimmed And Burning", обратившиеся таким образом в нормальные мэйнстримовые ритм-энд-блюзы. Прочий материал альбома, за исключением пианистической версии "I Heard Somebody Call" Дэвида Максвелла, и впрямь держится близко к тем самым примитивным корням – особенно убедителен авторский подход Пола Джеремии ("Get Right Church"), Чарли Массельуайта ("61 Highway"), Андерса Осборна ("Kokomo Blues") и "вечного бродяги" Тэба Бенуа ("Train I Ride"). Оставаться самим собой и не уходить далеко от живительного источника традиции – есть ли более высокая похвала для настоящего блюзмена?
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №96 (26 апреля 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •