Найти тему
Strike

Как делают инструкции по безопасности в самолёте

Карточка с инструкцией безопасности в кармане кресла перед вами ˗ это обязательный для самолёта элемент. Если её там не будет, то воздушное судно просто не допустят к полёту после предвзлётной проверки. Многие пассажиры игнорируют эту инструкцию ˗ а зря. Она интересна не только с точки зрения безопасности, но и оформления. Давайте разберёмся, кто, как и по каким правилам делает инструкции безопасности для самолётов.

Инструкция безопасности авиакомпании «Уральские авиалинии» к самолёту Airbus A320
Инструкция безопасности авиакомпании «Уральские авиалинии» к самолёту Airbus A320

История

Дэниел Джонсон, основатель Interaction Research Co, изучал эргономику самолётов и поведение людей во время полёта. Он одним из первых осознал, что пассажирам необходима понятная и наглядная инструкция, как действовать в чрезвычайной ситуации. До этого в самолётах проводили только живой инструктаж, но не все пассажиры внимательно его смотрели, а запомнить детали было трудно. Некоторые авиаперевозчики предлагали текстовые инструкции, но им не хватало наглядности. Джонсон в 1978 году смог убедить Конгресс США, что карточка с инструкцией безопасности обязательно должна быть на борту каждого воздушного судна.

Инструкции для большинства зарубежных авиаперевозчиков изготавливает компания на Interaction Research Co. Производство расположено в Олимпии, штат Вашингтон, США. Основные клиенты ˗ American Airlines, Lufthansa и JetBlue.

В России каждая авиакомпания заключает контракт на производство карточек безопасности с типографией, выигравшей тендер.

Фото: peritoburrito-a.akamaihd.net
Фото: peritoburrito-a.akamaihd.net

Стандарт инструкции по безопасности

Карточки индивидуальны для каждой модели самолёта, ведь между ними масса различий: например, расположение выходов, подсветка и механизмы открытия дверей. Так, например, ручку двери аварийного выхода на Boeing 737-300 нужно тянуть на себя, на Boeing 737-900 — в низ.
Ещё инструкции меняются вместе с правилами перелетов и оборудованием на борту: спасательные жилеты, плоты, кислородные маски.

В каждой инструкции должна быть указана такая информация:

  • расположение аварийных выходов и инструкция к открытия аварийных люков;
  • порядок действий при чрезвычайной ситуации;
  • расположение и правила использования индивидуальных средств защиты (маски, ремни безопасности, спасательные жилеты);
  • правила поведения на борту.

Текст карточки должен быть написан минимум на двух языках: английском и языке страны авиаперевозчика. Некоторые крупные компании, например, Japan Airlines и British Airways, готовят версии инструкций со шрифтом Брайля для незрячих пассажиров.

Инструкции изготавливают в виде бумажного буклета, картонного листа, но чаще ˗ на пластиковой ламинированной карточке. Так она служит дольше, а ещё её можно мыть (что актуально сейчас, в период пандемии).

Дизайн инструкции

Сегодня карты безопасности становятся лицом компании наравне с наравне с бортовыми журналами и фирменным стилем. И чем интересней и красивей карточка безопасности, тем больше вероятность, что простой пассажир её изучит.

Инструкция должна быть максимально понятной и удобной для восприятия. Поэтому расположение текста, размер шрифта, оттенок картинок ˗ все эти детали подбирают особенно тщательно. Когда макет карточки готов, его тестируют на фокус-группе из 50 человек. Большинству из них инструкция должна быть понятной. Стиль и цветовая гамма картинок зависит от фирменного стиля авиакомпании.

Иллюстрации очень важны: благодаря им конструкция получается более понятной, а информация запоминается лучше. Также они необходимы детям и пассажирам, говорящим на другом языке.

Американские эксперты по безопасности утверждают, что инструкции следует упрощать, делать с меньшим количеством изображений, и по возможности с использованием привычных для «наземного человека» значков. Некоторые авиакомпании в своих карточках отдельно помещают списки основных условных значков с описанием их значения.

В инструкциях многих российских авиакомпаний картинки дополняются достаточно обширным текстом, описывающим изображение. Аварийная карта — это информационный материал, с которым пассажир должен знакомиться в спокойной обстановке. Поэтому дополнительная текстовая информация рядом с картинками вполне уместна. Только правильно поняв всё содержание инструкции, пассажир сможет, в случае необходимости, правильно воспользоваться спасательными средствами.

В инструкциях учитывают региональные различия. Например, в карточках для авиакомпаний арабских стран и японии текст расположен так, как принято читать в этих странах: справа налево.

Фото: airlinesafetycards.be
Фото: airlinesafetycards.be

Интересно, что инструкции становятся объектом коллекционирования: пассажиры забирают их себе на память о полёте или в качестве интересного образца дизайна. Поэтому на борту всегда есть набор запасных инструкций.

Коллекция инструкций российских авиакомпаний. Фото: pulkovez.livejournal.com
Коллекция инструкций российских авиакомпаний. Фото: pulkovez.livejournal.com

Некоторые авиакомпании решаются на более необычное оформление инструкций. Так, российская компания S7 добавила в буклеты яркие рисунки и комиксы. Благодаря ним повышается вероятность того, что пассажир возьмёт в руки инструкцию и захочет её изучить.

Инструкции безопасности во время эпидемии коронавируса

В связи с начавшейся пандемией COVID-19 авиакомпании вводят новые стандарты уборки и санитарной обработки самолётов. Так, Министерство здравоохранения США рекомендует обрабатывать все твёрдые поверхности (столики, подлокотники, спинки кресел), в том числе, ламинированные карточки с инструкциями безопасности специальными дезинфицирующими средствами, имеющими доказанную эффективность против вирусов.

Таких же правил придерживаются и отечественные перевозчики. Компания «Аэрофлот» заверила пассажиров, что все расходные материалы регулярно заменяют, а твёрдые поверхности дезинфицируют. Так что, беря в руки карточку с инструкцией, вы можете быть уверены, что на ней нет вирусов, которые «начихал» предыдущий пассажир.

В сами карты в связи с эпидемией тоже вносятся дополнения. К ним прикладывают памятки, в которых говорится об основных мерах безопасности: как мыть руки, при чихании и кашле прикрывать лицо платком, дезинфицировать поверхности санитайзером, не занимать среднее кресло в ряду из трёх, чтобы соблюдать дистанцию.

Не игнорируйте инструкцию по безопасности. Она может спасти вам жизнь! Вот пример: в 1996 году произошла катастрофа с самолётом Boeing 767 авиакомпании Ethiopian. Воздушное судно угнали террористы, и пилотам пришлось посадить лайнер в океане. Выживший пассажир рассказывал, что единственная причина, по которой ему удалось спастись, — карточка безопасности, которую он прочитал перед полетом.

Читайте также: