Найти тему
Vitaliy Ivanov

Hang (handpan) и его тринидадские корни

Оглавление

Hang (handpan) и его тринидадские корни

ЧАСТЬ 1: тринидадский стилл-пан

В России и других странах СНГ уже многие знакомы с современным перкуссионным музыкальным инструментом, который называют Ханг, хэндпан и реже - пантам. Многим слушателям полюбился его богатый обертонами звук и сама форма инструмента.

Но далеко не всем известна история возникновения этих "звуковых скульптур".

Корнями своими история этого музыкального инструмента уводит нас на далёкий остров Тринидад https://ru.wikipedia.org/wiki/Тринидад_и_Тобаго

где в первой половине двадцатого века появилась стальная перкуссия под названием Steelpan https://en.wikipedia.org/wiki/Steelpan (cтиллпан). К сожалению, в русскоязычной википедии нет статьи про этот удивительный инструмент, как и нет особого распространения и использования его в России. Но уверен, что многие слышали этот инструмент в саундтреке к знаменитой экранизации Русалочки от студии Уолта Диснея

Этот уникальный инструмент в оригинале изготавливался из топливных бочек и появлению его предшествовали довольно печальные события.

Колониальное правительство в следствии бунтов запретило населению Тринидада использовать традиционные музыкальные инструменты из бамбука, изъяло и уничтожило огромное их количество у непокорных жителей. Нужно понимать, что вместе с этим шло давление на всю традиционную культуру туземцев, преследование участников сопротивления, насаждение религии и иностранного языка и т.д.

Находчивые тринидадцы в середине-конце 40х годов двадцатого века нашли применение топливным бочкам, складировавшимся возле базы ВМС США.

Кто именно был изготовителем первого стилл-пана история умалчивает, но первый целиком сформировавшийся оркестр (TASPO) с использованием этого музыкального инструмента объявился на британском фестивале в 1951.

https://en.wikipedia.org/wiki/TASPO_(Steelband)

Один из участников этого оркестра, не так давно покинувший наш Мир, Ellie Mannette, по праву зовётся отцом современного стилл-пана

Ellie Mannette
Ellie Mannette

В процессе производства стилл-пана, помимо самих бочек (или качественной листовой стали), как и раньше, используются различные молотки, тюнер (устройства для определения определения спектра частот колебаний мембраны), газовые горелки (для температурной обработки стали), керны и прочие, зачастую самодельные подручные средства.

За мой сравнительно небольшой опыт (всего 9 лет на момент написания статьи) с момента знакомства с хэндпаном (хангом), мне довелось лишь один раз (но довольно продолжительное время) поиграть и даже произвести настройку настоящего стилл-пана. Инструмент был изготовлен американским мастером и был привезён в Китай бывшим сотрудником компании, в которой я сейчас работаю.

Автор статьи Виталий Иванов за настройкой стилл-пана
Автор статьи Виталий Иванов за настройкой стилл-пана

Исторический для меня момент подстройки даже оказался зафиксированным на камеру сотрудницей компании, за что я ей крайне признателен и могу поделиться снимком с моими новыми читателями.

Если вас заинтересовал этот музыкальный инструмент и вы захотите узнать больше о процессе его изготовления, вам, вероятно, будет полезна вот эта книга Ульфа Кронмана: http://www.stockholmsteelband.se/pan/tuning/pdf/pantuning.pdf

ЧАСТЬ 2: Hang-Panart

-4

В городе Берн, в Швейцарии располагается штаб-квартира компании Panart, благодаря деятельности которой и произошла эволюция стилл-пана в хэндпан.

В Европу, в Швейцарию в частности, стилл-пан проник в 1970х годах и произвёл настоящий фурор.

Многие молодые люди, авантюристы и мечтатели прониклись его звуком и стали исследовать процесс его изготовления.

Более полную историю про сам Ханг и его возникновение можно узнать, посмотрев вот этот документальный фильм:

Если же коротко, то однажды мастерскую Panart посетил перкуссионист по имени Reto Weber и выразил идею, что было бы здорово иметь воплотить в реальность такой стилл-пан, на котором можно было бы играть как на гатаме (уду).

-5

Данная концепция показалась Феликсу и Сабине крайне занимательной и перспективной, в следствии чего начались продолжительные эксперименты, которые привели сперва к появлению прототипа, который был назван его создателями "гатапанг",

Ghatpang
Ghatpang
Ghatpang
Ghatpang

а затем уже в последующее время, миру был явлен "Hang-Panart" первого поколения. Его продемонстрировали на международной выставке в 2001 году. Тот инструмент уже имел динг (центральная, как правило самая низкая нота) и резонаторное отверстие с обратной стороны (гу).

инструмент 2001 года
инструмент 2001 года
сторона gu
сторона gu

Есть одно довольно распространенное заблуждение, касаемое Ханга.

В России и других странах СНГ, его часто именуют Хангдрам, что в корне не верно. Инструмент, по заверению его создателей, не является барабаном. По доступной мне информации, приставка "drum" приклеилась из-за дистрибьютора в США, который короткое время работал с компанией Panart на заре появления их "летающей тарелки". Судя по всему, для более ясного позиционирования продукта на американском рынке, этот человек самостоятельно решил использовать слово "drum", чем вызвал недовольство создателей инструмента, что в итоге привело к окончанию их сотрудничества.

На сегодняшний день в мире насчитывается уже более ста мастерских, изготавливающих этот инструмент под разными наименованиями. Армия поклонников хэндпана ширится с каждым днём, а уровень исполнителей музыки на нём непрерывно растёт. Проводятся международные фестивали, мастер-классы, онлайн-концерты, записи альбомов и съёмки клипов.

В дальнейших статьях я планирую более широко осветить наиболее ярких представителей международного хэндпан-сообщества, опираясь на собственный опыт, а так же рассказать вам про удивительных мастеров, продолжающих исследовать звуковые возможности стали и создающих уникальные инструменты.

О каком исполнителе или о какой мастерской вам бы хотелось узнать в следующих выпусках?

Делитесь своим мнением о данной статье в комментариях, буду вам очень благодарен. До новых встреч!