(Из материалов военных лет)
Рассказ лейтенанта орденоносца И. Е. ЮРОВСКОГО (1941)
Начинался неравный бой в воздухе. Фашистских истребителей было много, раза в два-три больше, чем наших. Но старший лейтенант Степан Филиппович Мошковский, не задумываясь, бросился на врагов.
Горячее сердце у старшего лейтенанта. Вырвался он на своем ястребке далеко вперед и увидел, что его со всех сторон окружили немецкие «Мессершмитты». Он сбил одного, и тот, как подстреленная ворона, рухнул на землю.
Обозлились фашисты. Насели они на Мошковского со всех сторон, а Степан Филиппович то дело поливал их пулями, щедро поливал. И тут случилось что-то неожиданное. Пулемет Мошковского отказался работать. Летчик расстрелял все патроны в жестоком единоборстве с врагами.
Фашисты наседали. Они вообразили, что пробил последний час советского летчика. Что же делать? Степан Филиппович сказал самому себе: ударю врага в лоб!
Страшная это вещь, лобовая атака, для фашистских бандитов. Они ее боятся, сами такой атаки избегают. «Мессершмитт», на которого ринулся Мошковский, весь задрожал, вильнул в сторону. Тогда старший лейтенант неожиданно выпустил шасси, как будто шел на посадку. Не пулями, так колесами, винтом,стальной грудью самолета решил драться советский летчик. Там, под облаками,
в схватке с врагом наши летчики знают только один закон: победа или смерть!
Руки Мошковского крепко держали руль. Бесстрашно смотрели его глаза вперед, только вперед. Он не искал спасения от смертельной опасности, не бежал от нее. Он знал, что спасение в победе. Он искал только одного — победы.
И он нацелился всем своим самолетом. Выпущенное шасси со страшной скоростью проехало по кабине фашистского самолета. Нет, оно не проехало, а врезалось в кабину, ударялось в нее с такой силой, что в глазах потемнело у Мошковского... Все было кончено. Фашист выпустил руль из рук там, в своей кабине. Окутанный черным дымом, бандит полетел вниз, чтобы найти на советской земле свой бесславный конец.
Страшный это был удар. От самолета Мошковского отломалось шасси. Самолет накренился и стал падать. Вот он все ниже и ниже. Но у старшего лейтенанта была железная воля. На очень небольшой от земли высоте он выровнял машину, набрал скорость и полетел к своему аэродрому.
Так была завоевана победа. Это была не первая и не последняя победа товарища Мошковского. Он летал снова и снова, и побеждал врага, побеждал смерть.
За бесстрашие и доблесть, за готовность пойти на смерть ради победы над ненавистным врагом советское правительство присвоило старшему лейтенанту Мошковскому звание Героя Советского Союза.
Высокая награда родины — это самое большое счастье для нас, советских летчиков.